доктор политических наук, профессор,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
заведующий кафедрой политической аналитики
и прогнозирования Национальной академии
государственного управления
при Президенте Украины
Саух Ю.П.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры политической аналитики
и прогнозирования Национальной академии
государственного управления
при Президенте Украины
Статья подготовлена на основе материалов мировых и отечественных периодических изданий, сетевых агентств и СМИ: New York Times, Los Angeles Times, The Washington Post, Scientific American, Сouncil on foreign relations, Foreign Policy, информационное агентство Китая “Синьхуа”, Франс Пресс, Le Mond, The Daily Telegraph, The Guardian, Reuters Group, Die Welt, Die Zeit, РБК, Daily, Известия, Российская газета, Новая Газета, Интерфакс (Белоруссия), Газета.ru, Kyiv Post, Власть и политика, День, Зеркало недели, Комментарии, Фокус, Главком, Главред, Обозреватель, Украинская правда, Подробности, Новости Украины, Дело, Завтра, UA Today, Украинские новости, Укринформ, Униан, Интерфакс-Украина, Ліга БізнесІнформ и других.
Системный анализ событий начала XXI столетия позволяет сделать вывод о том, что перед мировыми и региональными актерами, в частности странами «Большой двадцатки», остро стоит вопрос активного поиска эффективных стратегий управления и модернизации существующих моделей государственного и общественно-политического развития, причем как в плоскости глобальных процессов, так и на внутреннем национальном уровне.
В среде политико-экономического бомонда мировых центров влияния идет острая дискуссия о необходимости пересмотра устоявшихся концепций государственного менеджмента и существующих подходов к управлению социальными и экономическими процессами. В частности, ярким подтверждением данных тенденций являются результаты встреч мировых лидеров на форумах в Давосе, Москве, Ялте и др., внутриполитические инициативы президента США Б. Обамы по поводу социальных и экономических реформ, направленных на создание эффективных механизмов и моделей управления, а также совершенствования общественно-политического пространства.
Политические и социально-экономические неурядицы в Еврозоне инициировали активный диалог между самыми влиятельными государствами объединенной Европы в вопросе перспектив будущего ЕС и мира в целом.
В свою очередь руководство Китайской Народной Республики пытается модернизировать собственную общественно-политическую и экономическую модель в соответствии с существующими глобальными тенденциями и вызовами, которые расширяют сферы влияния во всем мире.
Российская Федерация пытается сохранить конкурентную способность государства в форме регионального лидера с перспективой возвращения статуса наднационального государства.
Показательными факторами в вопросе управления социально-экономическими процессами являются события так называемой ”арабской весны” в Тунисе, Египте, Ливии, а также новые по качеству общественно-политические движения в Европе и других странах мира.
Все это вместе может свидетельствовать о неготовности значительной части политической элиты мира адекватно реагировать на кризисные явления в системе международных отношений и мировой экономике и предлагать превентивные модели эффективного развития, способные стать кластерами для развивающихся стран. В этом явлении есть позитив и негатив. С одной стороны, каждый может предложить собственную национальную инновационную модель антикризисного управления, способною стать примером для остальных, с другой стороны отсутствие моделей, способных решить системные конфликты социально – экономического и гуманитарного характера, может спровоцировать региональный хаос с далеко идущими последствиями.
В частности, речь идет о появлении новых глобальных трендов и вызовов, которые предопределяют потребность в новом видении принципов управления:
1. Возростающая роль индивида и его активность в политической и социальной плоскости – повышение “агрессивности” личности и рост кофликтогенности гражданского общества;
2. Увеличение и активизация среднего класса – значительное повышение давления на власть;
3. Появление новых идеологий на основе информационной, коммуникационной и мультимедийной революций – появляются новые социальные связи, типы гражданского поведения, мировоззренческие установки и новые типы социальных рефлексий, что может представлять серьезную угрозу стабильности существующим политическим и экономическим элитам мира;
4. Возникновение новых форм социальной организации и коммуникации (социальные сети, блогосфера и тому подобное) – повышение способности гражданского общества оказывать давление на власть (новейшие способы технологического и организационного влияния);
5. Неэффективность существующего социального договора и недейственность социальных лифтов – усиление социального недовольства и высокая вероятность гражданских волнений;
6. Демографический кризис в развитых странах и, как результат, трудовая миграция (высококвалифицированные специалисты и разнорабочие) из стран, которые развиваются. Потеря человеческого потенциала в странах третьего мира;
7. Растущая роль высокотехнологических средств коммуникации и информационных технологий – повышение социальной и политической мобильности, угроза существующим политическим режимам;
8. Борьба за жизненно необходимые ресурсы (энергетические, земельные, водные ресурсы и ресурсы, которые обеспечивают высокотехнологическое развитие экономики и так далее) – обострение противостояния между мировыми актерами во всех частях света;
9. Стагнация существующей геоэкономической модели (банковская, финансовая, кредитная, монетарная, валютная сферы) – смещение центров экономической активности из стран развитого пояса в страны, которые развиваются, а также ожидание новых волн экономической рецессии;
10. Избыточная концентрация власти и капитала в руках ограниченного круга глобальных суперэлит (ФПГ и транснациональные корпорации) – рост социального напряжения, силовые варианты перераспределения ресурсов и благ;
11. Растущий политический и экономический вес стран, которые развиваются – переформатирование имеющихся глобальных коалиций и вероятные угрозы конфликтов с англосаксонским миром;
12. Появление новых смертельных болезней и штаммов вирусов – трудно контролируемые пандемические взрывы заболеваний во всем мире;
13. Техногенные катастрофы нового поколения.
Все это актуализирует тезис о необходимости создания адекватных существующим тенденциям проектов развития и управления, а также синтеза новых социальных идеологем, способных упорядочить хаотическое движение цивилизации. В свете этих событий показательным является ряд заявлений, докладов и аналитических отчетов ведущих экспертов, исследовательских учреждений, университетов, и так называемых “фабрик мыслей” (К. Поппер, Г. Киссинджер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, Даль, Г. Алмонд, К. Дейч, Дж. Фридман (Sratfor, США), Council of Foreign Affairs (США), Национальный Совет по разведке (США), агентство Reuters, Scientific American, Сouncil on foreign relations (США), Центр стратегических и международных исследований (США), RAND Corporation, Институт Брукингса (США), Фонд “Наследие” (США), Институт Фрейзера (Канада), Институт имени Джорджа Мейсона (Школа публичной политики), Школа международных отношений имени Эллиота (Университет Джорджа Вашингтона), Институт стратегических исследований имени Дж. Олина (Гарвардский Университет), Институт по изучению проблем безопасности (Европейский Союз), Римский клуб, Ивашов Л.Г. (Академия геополитических проблем, Россия), Дергачев В.А. (Институт геополитики), Центр стратегических разработок (Россия), Фонд эффективной политики (Россия), Китайский институт современных международных отношений, Китайский государственный исследовательский институт, Фонд Конрада Аденауера (Германия), Istituto per gli Studi di Politica Internazionale (Италия), The Foreign Policy Centre (Великобритания), The Stokholm Network (Швеция), ISN (Швейцария)), которые концентрируют свое внимание на актуальных проблемах современности и повышения эффективности механизмов способных реализовать национальные интересы стран, которые они представляют:
1. Управление вновь созданными (новообразованными) рынками (экономика);
2. Энергетика и политика (управление);
3. Предпринимательство (бизнес) и публичная политика;
4. Глобальная политика;
5. Региональная политика (комплексная аналитика по поводу ситуации в регионах мира);
6. Политика в сфере науки и технологий;
7. Философия и публичная политика;
8. Прикладные и информационные технологии;
9. Феномен терроризма, транснациональной преступности и коррупции;
10. Демография и национальная безопасность;
11. Этнические конфликты, проблемы решения гражданских войн и беспорядков;
12. Долгосрочные стратегические программы развития; стратегическое и военное планирование в межвоенные периоды;
13. Прогнозирование и аналитика политических и социальных процессов;
14. Исследование среднеазиатского региона;
15. Исследование китайского региона;
16. Культура в глобальных отношениях;
17. Исследование феномена холодной войны;
18. Новейшие подходы в исследовании безопасности Евразии;
19. Международное сотрудничество в Азии;
20. Космическая политика (программы развития и управления) и т.д.
Среди фактов, которые заслуживают внимания, также следует выделить опубликованный отчет Национального Совета по вопросам разведки США под названием “Глобальные тренды 2030: альтернативные миры”. Авторы документа определяют основные тенденции развития человечества и прогнозируют вероятные пути развития мира. В частности, в докладе отмечен такой перечень вызовов:
1. Сложная демографическая ситуация. В странах так называемого “развитого пояса” происходит уменьшение рождаемости и старение населения, которое приведет к потребности создания искусственной миграции из других стран. Ожидается, что из стран, которые развиваются, будет происходить массовый отток не только интеллектуальной элиты, но и неквалифицированной рабочей силы;
2. Увеличение доли (удельного веса) среднего класса и роли гражданина в глобальной социальной структуре мира и уменьшение разрыва между бедными и богатыми. Это, скорее всего, увеличит возможности граждан влиять на общественно-политические процессы во всех странах мира. Однако у нас возникает вопрос: будет ли устранен разрыв между бедными и богатыми в развитых странах и в странах пояса периферии (вероятные социальные катаклизмы в Азии)?;
3. Кризис классических моделей управления как в глобальном формате, так и на внутреннем уровне управления государством. Поиск альтернативных способов и методов управления глобальными процессами. Своего рода делегирование управленческих полномочий США ряду стран, региональных лидеров (КНР, ЕС, РФ, Бразилия, Турция, Мексика и т.д.);
4. Гуманитарный кризис (прежде всего, недостаток продуктов питания и питьевой воды), что может привести к региональным конфликтам и обострению международной ситуации, особенно в Африке и Азии;
5. Вероятные (возможные) волны новых экономических кризисов и рецессий (банковский сектор, валютные колебания, дисбаланс мировой торговой системы и пр.). В первую очередь это может представлять опасность для развитых стран мира, хотя экономические потрясения не обойдут и другие страны, но по другим причинам;
6. Общественно-политическая нестабильность во многих странах мира (Юго-Восточная Азия, ЕС, РФ, Африка). Вероятны сценарии изменения географической и политической карты мира;
7. Масштабное возрастание роли новейших технологий. В ближайшем будущем использование информационных и военных технологий (гражданами, негосударственным сектором) могут составлять (представлять) серьезную угрозу стабильности как отдельных стран, так целых регионов;
8. Переформатирования центров влияния, рост роли ряда стран и уменьшение влияния других. Прогнозируется последующее укрепление позиций Китая и потеря мощностей (могущества) России. Это в значительной мере способно изменить геоэкономический и геополитический ракурс в глобальном мире;
9. Появление новых межгосударственных объединений и образований на Евразийском суперконтиненте;
10. Энергетическая революция и альтернативные источники энергии (сланцевый газ, биотопливо и тому подобное).
Вышеупомянутые тенденции существенно влияют на Украину и ставят ее в неоднозначную ситуацию, своего рода точку бифуркации, восходящий момент, который способен кардинально изменить как в худшую, так и в лучшую сторону развитие событий в стране.
Следует отметить, что глобальные тренды мира в значительной мере влияют на формирование условий внутри Украины. Во многом украинские тенденции повторяют мировые тренды. В частности, можно выделить следующие аспекты:
1. Рост субъектности и роли гражданина во влиянии на принятие политико-управленческих решений и распределение ресурсов – независимо от эффективности политической власти;
2. Формирование и становление «нового» среднего класса и его социальная радикализация , усиление разрыва между бедными и богатыми;
3. Системный кризис управления и появление новых прагматичных моделей управления;
4. Появление новых социальных технологий на основе мультимедийного общества, которое приводит к возникновению новых общественно-политических идеологий, организаций, моделей поведения;
5. Повышение общественной и политической роли новых форм социальной организации (интернет-сообщества, культорологических, религиозных, экономических, преступных и т.п. сообществ);
6. Растущая роль информационных технологий;
7. Отсутствие реального социального договора между обществом и государством и корпорациями;
8. Неэффективность и порочность действующего социального лифта между гражданином, корпорациями и государством;
9. Демографический кризис. Потеря Украиной человеческого потенциала;
10. Чрезвычайная концентрация рычагов влияния и право распределять ресурсы ограниченным кругом людей, межкорпоративные войны;
11. Неэффективность устаревшей кластерной модели экономики для Украины;
12. Непродуктивные реформы и социальная апатия, перерастающая в акты гражданского неповиновения.
В последнее время в Украине сложилась достаточно сложная социальная, экономическая и политическая ситуация. В опубликованных материалах “Отчет о мировом богатстве 2012” немецкой страховой кампании Allianz, из 52 стран мира, ВВП которых составляет 90% мирового ВВП, Украина очутилась на 49 позиции среди 10 самых бедных стран мира. При этом развитие страны характеризуется увеличением внешнего долга, уменьшением золотовалютного запаса, девальвацией гривны, увеличением разрыва между бедными и богатыми, масштабным оттоком капитала из страны в Европу и США, падением промышленных мощностей, неконкурентной способностью украинских товаров, ограничением экспортно-импортных возможностей страны (СОТ) и так далее.
Наряду с этим, не прекращаются геополитические манипулирования Украиной извне. В сущности, Украину воспринимают как своего рода “дикое политическое поле по отработке новых технологий влияния”. Создается впечатление, что к Украине применяют такие правила игры, когда единственным правилом является отсутствие правил при временном победителе.
Россия продолжает углеводородное и гуманитарное давление на Украину, постоянно держа ее на “газовом крючке” зависимости, пытаясь окончательная втянуть в орбиту своего влияния (Таможенный Союз). По оценкам экспертов, при таких условиях Украина останется формально самостоятельной и в то же время жестко контролированной в энергетической, экономической и внешнеполитической сферах. В данном случае Россия использует «союзную» Украину как фактор давления на западные страны для проведения своей геополитической игры.
США, вместе с ЕС, не прекращая критику политической системы и политического режима в Украине, выстраивают поливариантные модели. поведения. Используя личностные, экономические, этнический факторы развития украинского политико-экономического истеблишмента, западные страны и США с помощью своих «агентов влияния» (политики, общественные деятели, собственники финансово-промышленных групп, общественный сектор и т.д.) посредством экономических, общественных, научно-образовательных, культурных проектов и фондов достаточно удачно осуществляют неформальное влияние на Украину. Что интересно, работа и переговоры ведутся со всеми институциями и актерами (гражданское общество, оппозиция, власть) по классическим схемам бизнес менеджмента.
ЕС, в условиях экономического и административного кризиса, продолжает формировать плацдарм для подписания договора об ассоциации Украины с ЕС без временных рамок, не гарантируя никаких экономических и политических преференций, тем самым пытаясь конкурировать с РФ в вопросе влияния на Украину, ожидая изменения внутриполитической составляющей внутри последней. Вместе с тем, формальный процесс сближения в сегодняшних условиях важен для обеих сторон. В ЕС отмечают необходимость европейского цивилизационного продвижения со всем набором ценностей и мировоззренческих основ на восток Европы, но пока не поднимают вопросы экономического и энергетического развития, ориентируясь на Украину лишь как «буферную зону» собственных финансовых, энергетических, миграционных, территориальных и региональных интересов, параллельно прислушиваясь к внешнеполитическим и экономическим настроениям США.
Очевидно, «давление», а точнее влияние, в различных формах, со стороны ключевых актеров мирового сообщества на Украину, и не только, будет повышаться, что приведет к усилению роли национальных центров принятия политических и экономических решений. Речь может идти как о усилении авторитарной составляющей в управления политическими режимами, так и появлению новых модификаций демократий (контролируемая демократия, управляемая демократия, теледемократия, сетевая, духовная, стихийная демократия и так далее). По крайней мере, до 2015 года (выборы Президента Украины) будет иметь место жесткий контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности общества с целью создания эффективных финансовых, организационно-политических, силовых и информационных институтов самосохранения ключевых элементов политического режима.
Постепенно можно будет наблюдать процесс перераспределения капитала, имеющихся ресурсов и расширения монополий с последующим оттоком полученных финансовых дивидендов в страны Запада (Европа, США, Азия, Латинская Америка и др.). Параллельно с модификацией и поиском новых моделей управления будет происходить радикализация населения, существует почва для распространения анархических, изоляционистских и т.п. настроений среди молодежи и среднего класса (в силу их социально-экономической и общественно-политической нереализованности на фоне значительного обнищания населения). Это, в свою очередь, может привести к новым социальным катаклизмам высокого уровня напряжения. Все это будет подогреваться политическими противоречиями и хитросплетениями украинской политики.
При этих условиях главными задачами для действующих лиц публичного сектора становятся:
1. Сокращение бюджетного дефицита и структурных долгов;
2. Поддержка эффективного политического контроля над экономикой, невзирая на процессы глобализации;
3. Стимулирование конкуренции на всех уровнях публичной власти: местный, региональный, государственный и межгосударственный уровень;
4. Удовлетворение растущих требований граждан относительно выплаты и финансирования программ социального характера, которые предоставляются публичными администрациями;
5. Управление конфликтами по перераспределению всех видов ресурсов, путем исключения определенных социальных и корпоративных групп влияния;
6. Повышение профессионального уровня специалистов в сфере управления публичными ресурсами, которые по различным причинам уменьшаются;
7. Применение демократического императива относительно необходимости системной оценки и прогнозирования последствий принятых властью законов и регламентирующих актов;
8. Создание современного, отвечающего реалиям и вызовам, социального лифта, способного аккумулировать все виды ресурсов, реформировать систему управления и удерживать ее от политической деградации;
9. Политическая интеграция политического меньшинства в процесс принятия политико-административных решений и связанное с этим консенсусное управление конфликтами, которые возникают вследствие противостояния большинству.
Однозначно, место Украине в глобальной “перестройке”, по мнению зарубежных экспертов, достаточно номинальное. Украина остается лишь объектом внешних воздействий. Вместе с тем, вызовы, которые стоят перед молодым украинским государством, являются своего рода шансом дать такой ответ, который позволит ей стать конкурентным субъектом в региональных и глобализационных процессах.