Крейденко Владимир
Президент Украины Виктор Янукович 8 декабря подписал Закон «О выборах народных депутатов Украины», принятый Верховной Радой 17 ноября 2011 года, чем легализировал консолидацию политических сил разной политической окраски (фракции Партии регионов, БЮТ, НУНС) в вопросе возможности быть представленными в следующем VII созыве ВРУ.
8 декабря 2011 года Законом Украины было предусмотрено, что выборы будут проводиться по смешанной системе – 225 депутатов избираются в общегосударственном многомандатном округе по избирательным спискам от политических партий, а 225 – по мажоритарной системе. Избирательный процесс очередных выборов начинается за 90 дней до дня голосования. Участие в выборах принимают только политические партии, а участие блоков политических партий не предусмотрено.
Закон определяет, что субъектами представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий являются политические партии, депутатская фракция, которая зарегистрирована в аппарате ВРУ текущего созыва, и все политические партии – субъекты избирательного процесса. Кандидат в народные депутаты может выдвигаться как по списку политической партии, так и одновременно в одномандатном округе. Избранными в Верховную Раду считаются политическая партия, которая получила минимум 5% голосов избирателей, и кандидат по мажоритарному округу, который получил большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Также предусмотрен механизм самовыдвижения в одномандатном округе, что раньше считалось не конституционным.
Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов осуществляются за счет средств государственного бюджета, выделенных на эти цели, а также за счет партий и кандидатов в депутаты, которые обязаны создать свой избирательный фонд. Все эти нормативные положения позволяют нам спрогнозировать основные сценарии, связанные с последствиями данного закона:
Первое: В нынешней редакции закона есть небольшой сюрприз для избирателей Украины – в избирательном бюллетене будет отсутствовать графа «против всех», что может сыграть на руку власти, если так называемый «демократический лагерь» не будет идти одним списком.
Второе: В Украину возвращаются ликвидированные мажоритарные округа. Здесь может быть следующий сценарий, когда в округе будет самовыдвигаться номинально беспартийный, но щедрый на обещания и «подарки» активист из местных, который, пройдя в ВРУ, присоединится к большинству (эта технология скорее будет срабатывать в тех регионах, где та либо иная политическая сила воспринимается в «штыки»).
Третье: Согласно закону политические партии, представленные в ВРУ, на момент выборов, получают приоритетное право при формировании окружных избирательных комиссий Украины, что может негативно сказаться на НУНС и БЮТ, так как они представлены как фракции блока, а блоки сейчас не могут быть субъектами избирательной гонки. Исходя из этого, приоритетные права на формирование ОИКУ получат фракции Партии регионов, Народной партии, Коммунистической партии, а формирование лояльных ОИКУ – это очень важный ресурс во время выборов.
Четвертое: Одной из ключевых норм закона является пункт касательно увеличения проходного барьера с 3% до 5 %, что полностью нивелирует возможность прохождения в ВРУ новых политических проектов. Так же для Народной и Коммунистической партии этот 5% барьер может стать непреодолимым, что фактически выводит их только на «тропу» борьбы в одномандатных округах
Подводя итоги, новая редакция Закона Украины « О выборах народных депутатов Украины» позволяет нам прийти к выводам, что предвыборная гонка 2012 г. будет насыщена новыми технологиями, связанными в первую очередь с особенностями деятельности местных «безпартийных князьков».