Риски политико-информационного характера
Верховная Рада приняла законопроект №0165, предусматривающий ратификацию соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота России на территории Украины до 2042 года и привязке аренды за его расположение к цене на газ. За соответствующее решение проголосовало 236 народных депутатов. Сам процесс голосования, а также события, которые произошли в парламенте и около его стен, несут ряд рисков политического характера для Украины.
Во-первых, согласно ратифицированному соглашению ЧФ РФ будет находиться на территории Крыма до 2042 года, в то время как срок действия действующих газовых договоренностей заканчивается в 2017 году. Не исключено, что после 2017 года стороны могут пересмотреть настоящие соглашения и Россия попытается поднять цену на газ для Украины.
Кроме того, пребывание ЧФ в Крыму постоянно будет создавать вокруг себя конфликтные линии, к примеру, относительно таких вопросов, как границы, нарушение правил передвижения, инвентаризация имущества, возвращение в собственность маяков и так далее.
Во-вторых, не до конца выясненными являются положения нового соглашения о расширении сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией, согласно которому российская сторона требует от украинской неприкосновенности в одностороннем порядке для хозяйственных субъектов РФ, их дочерних предприятий и структур, которые будут действовать на территории Украины.
Данное положение фактически означает, что российские предприятия не будут нести, в соответствии с законами Украины, фактически никакой ответственности своей собственностью или средствами на ее территории в случае банкротств, ликвидаций, расчета по кредитным обязательствам и тому подобное.
В-третьих, в очередной раз получили подтверждение тенденции крена новой власти к определенным нарушениям нормативно-правового и процедурного характера. В частности, об этом свидетельствует сегодняшний процесс голосования, во время которого половина депутатов из фракции Партии регионов, хотя и блокировали трибуну, тем не менее, сумели «проголосовать».
Не исключено, что данные нарушение, фактически признанные самими представителями Партии регионов, в дальнейшем могут быть использованы оппозицией для давления на власть – как посредством информационных атак, так и посредством обращения в различные судебные инстанции. Кроме того, данная акция продолжает дискредитацию судебной ветви власти, что в результате может негативно повлиять на сферы, достаточно далекие от политики – например, инвестиционный климат.
В-четвертых, события вокруг ратификации соглашения приведут к активизации деятельности оппозиции и консолидации украинских сил национал-демократического направления. Это фактически может означать старт нового витка политической борьбы в среде украинского истеблишмента.
В целом деятельность властных структур в контексте изменения внешнеполитического курса могут стать толчком для массовых волнений, а попытки силовых структур применить силу для разгона демонстрантов – озлобить и мобилизовать значительную часть «помаранчевого» электората.
При этом оппозиция, судя по всему, будет стараться прорвать информационную блокаду и развернуть кампанию по дискредитации подписанных соглашений, используя тезис о «дополнительных и кулуарных протоколах» к договору. Показательным будет обещанный лидером БЮТ тур по областям Украины, который может стать своеобразным социологическим опросом, демонстрирующим реальное отношение граждан к российско-украинским договоренностям, а также продемонстрировать уровень восприятия первых 50 дней новой власти.
***
В связи с ратификацией Верховной Радой соглашений по ЧФ Российской Федерации СМИ наводнила информация о возможной резкой радикализации политической борьбы в стране на ближайшую перспективу вплоть до возможности революции. Действительно некоторые лидеры парламентской оппозиции (Ю.Тимошенко) уже призвали сторонников добиваться денонсации договора по флоту с помочью уличных митингов под стенами парламента и заявили о намерении добиваться в парламенте назначения внеочередных выборов Верховной Рады. Отметились и «маргинальные» оппозиционеры, заявившие о социальной и национальной революции (О.Тягнибок). Зафиксирован был также звонок в милицию по поводу возможных взрывов в киевском метро на указанной почве.
Уже не раз отмечалось, что украино-российские соглашения по Черноморскому флоту и тем более их ратификация даст импульс к консолидации оппозиции, а также вызовет вполне природное неприятие данного факта частью украинского общества. В то же время, по нашему мнению, не стоит ожидать накала градуса политического противостояния сверх определенной отметки, присущей отношениям власти и оппозиции в период между выборами.
Во-первых, в украинском обществе не существует на данном этапе каких-либо предпосылок к социальному взрыву на национальной почве. Значительную часть населения (электорат В.Януковича – Партии регионов и их парламентских сателлитов) пока устраивает, как и нынешняя власть, так и ее политика, в том числе по вопросу углубления украино-российских отношений. Вероятнее всего, не стоит ждать и особой активности от электората БЮТ. Рейтинг этой политической силы значительно упал в период премьерства Ю.Тимошенко и после ее поражения на президентских выборах. Кроме того, вопросы выживания во время экономического кризиса и повышение уровня жизни по-прежнему превалирует в умах рядовых граждан.
Во-вторых, провести перевыборы или тем более импичмент президента в нынешних условиях достаточно сложно. Существующая де-факто раздробленность оппозиции в парламенте, тенденция к пополнению коалиции за счет «прагматиков» из БЮТ и НУНС, не говоря уже о сформированной коалиции и Кабинете министров, делают эти задачи мало выполнимыми в юридическом и техническом плане (по Конституции пока отсутствуют условия для объявления перевыборов).
В-третьих, действия и риторика БЮТ их союзников, а также непарламентской оппозиции уместнее всего воспринимать в ключе пиара, т.е. в контексте:
а) наращивания рейтингов (особенно актуально для БЮТ и партий из НУНС);
б) подготовки к местным выборам (актуально для всех);
в) борьбы за лидерство среди оппозиции (первостепенная задача БЮТ);
г) борьба за лидерство в национал-демократической нише идеологического поля страны (у БЮТ появился шанс переформатировать свою «социальную» идеологию в новом ключе, а мелким партиям националистического направления представилась возможность консолидироваться на базе одной их таких политсил, например партии О.Тягнибока).
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Мороз А.