Риски политико-информационного характера
В ближайшее время в Верховной Раде Украины может возникнуть новая конфликтная ситуация, связанная с распределением парламентских комитетов. Это связано с тем, что фракции Партии регионов, Блока Литвина, а также КПУ решили не уступать оппозиции должности глав парламентских комитетов, которые, в соответствии с законом про регламент, должны отойти парламентской оппозиции.
С одной стороны, данная позиция новой парламентской коалиции обусловлена вполне практическими причинами.
Во-первых, ротацию комитетов, а также назначение первого вице-спикера Верховной Рады Украины целесообразно провести тогда, когда будет четко регламентирована деятельность парламентской оппозиции, прежде всего – на законодательном уровне. Пока что данная составляющая отсутствует. В связи с этим не понятно, кого считать парламентской оппозицией, на роль которой претендуют как БЮТ, так и различные группы в НУНС.
Во-вторых, данная позиция парламентской коалиции способствует углублению раскола оппозиционного лагеря, вынуждая оппозиционные фракции бороться между собой за доступ к властному ресурсу, что дискредитирует их в глазах избирателей, а также позволяет власти в целом чувствовать себя более уверенно. Кроме того, дестабилизируется деятельность БЮТ, который теряет дополнительную трибуну для критики первых шагов новой власти, столь необходимую на данном этапе.
С другой стороны, подобные действия Партии регионов, Блока Литвина и КПУ предоставят оппозиции дополнительный повод для критики действующей властной коалиции в контексте нелегитимного формирования власти и ее фактического захвата. При этом необходимо учитывать, что в 2007 году, когда нынешняя власть пребывала в оппозиции, ее представители без проблем получили контроль над рядом комитетов, а также пост первого вице-спикера, который занял А. Лавринович. Поэтому нынешняя оппозиция может играть на противопоставлении подходов к следованию политической традиции и норм законов, апеллируя как к мировому сообществу, так и украинским гражданам.
В целом окончательное разрешение данной ситуации возможно только после решения Конституционного Суда Украины касательно легитимности ныне действующей коалиции. Только после соответствующего решения целесообразно выстраивать новую схему функционирования Верховной Рады Украины – в том числе с учетом новых политических раскладов, а также законодательных изменений.
***
Заявление вице-премьера по гуманитарным вопросам В. Семиноженко о возможности создания союзного государства по типу Евросоюза Украиной, Россией и Беларусью серьезно всколыхнула общественность. Однако, данное заявление, по нашему мнению, относится скорее к разряду сознательных информационных выбросов, провокационного характера, нежели реальной инициативы Президента и правительства. Такого же мнения придерживается большинство экспертов.
Данный месседж предназначен для ряда адресатов и может иметь следующую трактовку.
Во-первых, данное заявление следует расценивать как дипломатический реверанс в сторону России. Решение газового вопроса с Россией, переговоры по которому закончились пока, по сути, ничем требует поиска новых аргументов для политического диалога. Из этого не следует, что украинская сторона рассматривает в далекой перспективе возможность заключения союзного договора с Москвой, однако пойти на ряд уступок (например, создание таможенного союза в комплексе с газотранспортным консорциумом, продлением срока пребывания Черноморского флота в Крыму, возвращением русскому языку статуса государственного) может.
Во-вторых, указанное заявление может быть началом активизации долгосрочной предвыборной информационной кампании как подготовки к возможным парламентским выборам или местным выборам. Содержание заявления В. Семиноженко адресовано, как непосредственному электорату Партии регионов, так избирателям левых политических партий, в частности КПУ, в программном арсенале которой союзническая идея является одной из столпов ее идеологии. Данное обстоятельство может свидетельствовать как о попытке «регионалов» повысить лояльность коммунистов в коалиции (возможно с кадровыми уступками в перспективе), так и о работе на чужом электоральном поле (левых сил).
В-третьих, данный пиар-ход может являться отвлекающим маневром, имеющий целью:
а) отвлечь общество, в частности электорат В. Януковича, от возможного замораживания предвыборных социальных обещаний и повышения цен на газ и электроэнергию (по требованию МВФ);
б) частично затушевать политически нелегитимные действия коалиции, например, свежую историю с попыткой «регионалов» сконцентрировать руководство всеми парламентскими комитетами в руках парламентского большинства;
в) выиграть время для создания антикризисной программы по оздоровлению экономики. Учитывая действия новой власти после инаугурации В. Януковича, сводившейся исключительно к кадровой реорганизации аппарата государственного управления, она (Президент и правительство), вероятнее всего, еще не имеют четкой и комплексной программы реформирования экономики.
Риски социально-экономического характера
За прошедшую неделю с 22 по 29 марта индекс ПФТС продолжил уверенный рост и прибавил 4,9%, поднявшись с отметки 880 пунктов до 922 пунктов. В это же время индекс «Украинской биржи» вырос на 3,6% с 2247 до 2230 пунктов. В начале недели индекс ПФТС вплотную подошел к отметке в 950 пунктов, после чего последовала небольшая коррекция. Такой стремительный рост фондовых площадок свидетельствует о явном перегреве рынка, который поддерживается притоком спекулятивного капитала из-за границы на фоне ожиданий политической стабильности и экономического роста. Сопоставимые значения фондовый рынок показывал в 2007 году, когда экономика активно развивалась, и инвестиции заходили в Украину. Сегодня экономическая ситуация несколько иная и фондовый рынок слишком оторвался от реальности.
Низкая ликвидность отечественного рынка делает его легко управляемым, чем активно пользуются иностранные и отечественные спекулянты. Воспользовавшись ожиданиями, царящими сейчас в Украине, они разогрели рынок и затащили его чересчур высоко. Важной отметкой будет значение индекса ПФТС в 1000 пунктов, если рынку удастся уверено преодолеть эту отметку и, соответственно, закрепится выше, то вполне возможен выход на новые максимумы. Если же этого в ближайшее время не случится, то следует ожидать коррекцию на 5 – 10%. Все зависит от планов спекулянтов, от того, как долго они собираются держать свой капитал в Украине, и от внешнего фона. Ухудшение внешнего фона может вызвать серьезное падение украинских индексов.
Индекс S&P закрылся на отметке в 1173 пункта, уверено преодолев 1150 пунктов и закрепившись выше. В свою очередь американский индекс медленно, но уверено подбирается к значению в 1200 пунктов. То, что индекс S&P 500 дойдет до этого значения практически не вызывает сомнения, но возможно, это случится не сразу, а через коррекцию в районе 1140-1150 пунктов.
Нефть марки Brent торгуется выше 81 доллара за баррель и находится в узком коридоре 79-82 доллара. Выход из этого коридора равновероятен как вверх к отметке в 86 долларов, так и вниз к 74-68 долларам. Хотя на сегодняшний день негативный сценарий немного более вероятен.
Пара Евро/Доллар торгуется около отметки 1,3480. Негативная ситуация в Греции и риск возникновения подобной ситуации в Португалии и ряде других стран оказывает серьезное давление на евро. Вполне возможно, что в течение нескольких недель мы увидим укрепление доллара до 1,3-1,29 к евро, что негативно скажется на всех фондовых рынках.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.