Риски политико-информационного характера
Кадровый состав нового Кабинета Министров Украины, по мнению большинства экспертов, оказался прогнозируемым. Вместе с тем, потенциальная эффективность работы правительства с точки зрения перспектив стабилизации экономики, ее выхода из кризиса, реформ, направленных на реализацию декларируемого Президентом инвестиционно-инновационного курса развития Украины, повышения социальных стандартов, европейской интеграции и т.д. вызывает серьезные сомнения. Такие сомнения возникают уже сейчас, когда Кабинет Министров только приступил к выполнению прямых обязанностей, на почве, как его принципов и способа формирования, так и кадрового наполнения.
Прежде всего, отметим низкую легитимность правительства, сформированного на базе парламентской коалиции, образованной вопреки норме Конституции и решения Конституционного суда. По этой же причине, т.е. слабости, неустойчивости коалиции, действий оппозиции по очернению работы Кабинета Министров Н.Азарова, его реформаторская активность вряд ли будет высокой.
Губительными для продуктивной деятельности правительства оказываются и принципы его формирования. Судя по «раскадровке» Кабинета Министров ведущим принципом его образования стал не профессиональный подход, а ситуативный консенсус, достигнутый среди нескольких групп интересов в недрах Партии регионов и ее партеров.
Можно говорить про наличие, по крайней мере, четырех крупных центров влияния:
– Р.Ахметова, как основного спонсора Партии регионов, который, явно вопреки своим ожиданиям, контролирует лишь незначительную часть правительства – Министра промышленной политики Д.Колесникова, Министра по делам спорта, молодежи и семейной политики Р.Сафиуллина, и, разумеется вице-премьер-министра по вопросам проведения Евро-2012 Б.Колесникова;
– В.Януковича (креатур последнего там подавляющее большинство), кадровые назначения которого направлены на ослабление влияния Р.Ахметова;
– ряда других ФПГ-спонсоров Партии регионов, в частности, Д.Фирташа (например, главою Минтопэнерго назначен Ю.Бойко, близкий к последнему), братьев Клюевых (вице-премьер-министром назначен один из братьев – А.Клюев);
– в правительство вошел С. Тигипко, не связанный тесно ни с В.Януковичем, ни с другими группами влияния в Партии регионов.
Безусловно, каждая из упомянутых групп имеет свои экономические и бизнес интересы, влияющие на методы регулирования экономики и, разумеется, политические амбиции. Таким образом, в существующую кадровую схему изначально заложен антагонизм интересов.
Следствием вышеприведенных принципов формирования Кабинета министров является текущий кадровый состав правительства, представители которого в подавляющем случае не соответствуют занимаемым должностям. Ряд назначений являются довольно одиозными – В.Цушко в должности министра экономики, ведомство которого, при этом, контролирует Тендерную палату, Д.Табачник на посту министра образования, известный неоднозначными высказываниями и т.д.
Кроме того, показательно, что против трети министров в разное время возбуждались уголовные дела. Не вызываю оптимизма в контексте поставленных задач и методы работы премьер-министра Н.Азарова, являющегося приверженцем командно-административного вмешательства в экономику.
Учитывая вышесказанное, авторитет такого правительства, вероятно, не будет высоким ни в Украине, ни тем более на международной арене, что, в конечном счете, отрицательно скажется как на продуктивности его работы, так и на длительности его каденции.
***
16 марта «Голос Украины» опубликовал соглашение о создании коалиции «Стабильность и реформы» в составе Партии регионов, Коммунистической партии, Блока Литвина, внефракционных депутатов, а также отдельных представителей НУНС и БЮТ.
Показательно, что параллельно с этим Партии «Всеукраинское объединение «Батьківщина», «Реформы и порядок», Украинская социал-демократическая партия, Народный рух Украины, «Народная самооборона», Европейская партия, Христианско-демократический союз и Партия защитников отечества создали оппозиционное объединение в Верховной Раде Украины. При этом указанные партии договорились создать совет для координации своих действий в парламенте, а также заявили о намерении создать оппозиционное правительство.
Отметим, что, согласно регламента Верховной Рады Украины, депутатская фракция, численный состав которой насчитывает более чем половину народных депутатов, которые не вошли в состав коалиции, и глава или заместитель председателя которой на пленарном заседании Верховной Рады объявил об оппозиционности к политическому курсу коалиции и сформированного ею Кабинета Министров Украины, является оппозиционной депутатской фракцией. В Верховной Раде Украины может быть лишь одна оппозиционная депутатская фракция, или одно оппозиционное объединение депутатских фракций и которая (которое) является парламентской оппозицией.
На данном этапе численный состав фракции БЮТ насчитывает более чем половину народных депутатов, которые не вошли в состав коалиции (кроме того, к ним присоединились депутаты из фракции НУНС), и, таким образом, данная фракция претендует на статус оппозиционной. Однако возникает проблема лидерства в вышеупомянутом объединении.
Как известно, во время митинга по случаю 196-летияя со дня рождения Тараса Шевченко Ю.Тимошенко была провозглашенная лидером объединенной демократической оппозиции. Однако экс-премьер-министр не является народным депутатом, поэтому возглавлять парламентскую оппозицию не имеет права.
Вместе с тем, пресс-служба политической силы А.Яценюка сделала достоянием гласности заявление своего лидера, согласно которому он переходит в оппозицию к действующей власти и формирует оппозиционное правительство. Однако А.Яценюк не обладает необходимым парламентским ресурсом для монополизации оппозиционной ниши в парламенте.
Таким образом, в Украине может возникнуть ситуация, когда лидеров оппозиции может быть несколько:
1) Ю.Тимошенко – как лидер внепарламентской оппозиции;
2) А.Яценюк – как формальный лидер парламентской оппозиции (при условии, что будет достигнуто соглашение с Ю.Тимошенко, что пока представляется маловероятным).
3) Лидеры других (парламентских и непарламентских) политических сил.
Судя по всему, в ближайшее время следует ожидать на усиление борьбы в оппозиционном секторе за право официального признания лидерства, что негативно отразится на способности оппозиции контролировать действия власти, а также разрабатывать альтернативные сценарии решения актуальных социально-экономических и политических проблем.
Риски социально-экономического характера
В последнее время в средствах массовой информации, особенно после формирования новой парламентской коалиции и Кабинета Министров, уровень инфляции в Украине оценивается в целом позитивно. Более того, появились прогнозы касательно возможности удержать инфляцию в рамках 10%. Однако существуют риски, способные повлиять на нормализацию инфляционных процессов.
Во-первых, следует учитывать тот факт, что незначительное падение индекса потребительских цен было связано с зимними сезонными колебаниями цен, следовательно, данный эффект скоро закончится.
Во-вторых, в ближайшее время ожидается повышение цен на газ и электроэнергию для населения. Напомним, что это – одно из требований МВФ для возобновления дальнейшего сотрудничества, на которое рассчитывает Кабинет Министров. Кроме того, рост цен позволит на время стабилизировать финансовое состояние «Нефтегаза Украины».
В-третьих, в ряде регионов (в частности, Киеве), планируется повышение коммунальных тарифов.
В-четвертых, экономический подъем, возможный на мировых рынках с конца весны, коснется Украины, что выразится в повышении зарплат и увеличении социальных выплат. Это, в свою очередь, учитывая украинскую специфику, вызовет автоматический рост цен, так как спрос рождает предложение.
В-пятых, Украина является страной с так называемой «высокоинфляционной» экономикой, для которой понятие дефляция практически не применимо.
Таким образом, правительству придется столкнуться с высокими темпами роста инфляции, которые, судя по всему, превысят оптимистические прогнозы как отечественных, так и зарубежных экономистов.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Мороз А.