Риски политического характера
Попытки Партии регионов создать новую коалицию на данном этапе имеют тенденцию реализовать намеченную цель неконституционным способом. Речь идет о давнем намерении «регионалов» формировать коалицию из отдельных депутатов, а не только фракциями. Сегодня Верховная Рада приняла за основу изменения в регламент, которые узаконивают подобную практику. Само собой БЮТ и союзные ему группы из НУНС будут оспаривать данное решение в Конституционном Суде. Однако, несмотря на статью 83 Конституции и решение Конституционного Суда, гласящие, что коалиция депутатских фракций считается объединением фракций парламента, в состав которых входит не менее 226 депутатов, у возможности сформировать большинство с помочью новой нормы регламента есть серьезный шанс на успех.
Во-первых, в украинском правовом и политическом поле уже давно закрепилась практика переписывать законодательство под текущие потребности инициаторов. И если на данном этапе политической борьбы берет верх одна из сторон, депутаты подстраивают тот или иной закон под интересы последней. Достаточно вспомнить совсем свежий пример – изменения в Закон о выборах президента, внесенных Партией регионов накануне второго тура президентских выборов.
Во-вторых, задачу «регионалам» облегчает не только правовой нигилизм, свойственный народным депутатам, но и сам Основной закон (и большинство иных законов), многие нормы которого являются либо искусственно надуманными, либо достаточно пространными, т.е. имеют склонность к разным толкованиям. Отсюда такое значительное число обращений народных депутатов в Конституционный Суд с просьбой истолковать содержание разных статей Конституции. Лучше всего отношение депутатского корпуса к нормам Конституции в данном контексте характеризует цитата В. Литвина: «Конституцию каждый читает по-своему. Одни видят положение о том, что коалицию создают фракции, другие – что должны быть подписи как минимум 226 депутатов, которые изъявили желание работать в коалиции. Для меня главное – есть ли 226 человек».
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что нынешняя редакция статьи 83 Конституции является скорее тормозом для быстрого и эффективного процесса создания парламентской коалиции. Ведь, как известно, последняя не самоцель, а средство для формирования нового Кабинета Министров Украины. И это понимаю все народные депутаты.
Проблема в том, что до соответствующих правок Основного закона в цивилизованном формате ни у Партии регионов, ни у БЮТ в свое время не дошли руки. В украинской политике уже давно доминирует деструктивная тенденция использовать подчас несовершенные нормы Конституции в качестве инструментов политической борьбы вместо того, чтобы делать ее более гибкой и отвечающей реалиям украинского общества.
В-третьих, учитывая ненадежность фракции НУНС как партера по коалиции, единственная альтернатива, которую может предложить В.Янукович потенциальным союзникам – это перевыборы в парламент, на что он, кстати, накануне прямо намекнул. Последнее очень нежелательно для НУНС и остальных малых фракций Верховной Рады. Такое давление оказалось достаточно эффективным, чтобы принять изменения в регламент за основу. Кроме того, в запасе у «регионалов» остаются и иные варианты создания большинства – с КПУ (плюс Блок Литвина), что означает переход в оппозицию и НУНС. Однако, по крайней мере, для трети депутатов-нашеукраинцев, особенно депутатов-бизнесменов, участие в дележе властного пирога гораздо предпочтительней оппозиции.
Риски политико-информационного характера
В ближайшее время следует ожидать на усиление информационной кампании, связанной с запланированным на 5 марта однодневным визитом Президента Украины В.Януковича в Российскую Федерацию.
Ключевым вопросом в переговорах с Россией для нового Президента Украины станет вопрос пересмотра цен на газ в сторону ее снижения (масштабы которого достаточно сложно прогнозировать, учитывая последствия финансово-экономического кризиса). В изменениях цены на газ существенно заинтересованы основные финансово-промышленные группы, сделавшие ставку на В.Януковича во время предвыборной кампании и, соответственно, поддержавшие его финансово.
В целом планируется, что российскому руководству в обмен на уступки в газовом вопросе будет предложено создание совместного украинско-российского консорциума по газотранспортной системе (не исключено, что также с привлечением третьей стороны, а именно ЕС).
Вместе с тем, на данном этапе Российская Федерация гораздо меньше заинтересована в реализации вышеуказанного проекта. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, в последние несколько лет Россия вложила колоссальные суммы в строительство газопроводов «Южный поток» и «Северный поток». При этом в значительной мере эти вложения вначале обусловливались не столько экономическими причинами, сколько политическими. Однако останавливаться на данный момент на половине пути для Российской Федерации крайне не выгодно – как с точки зрения уже вложенных средств, так и с точки зрения международного имиджа страны.
Во-вторых, для России в контексте финансово-экономического кризиса на первый план выходят не политические, а экономические факторы, суть которых заключается в том, что на многих рынках украинские и российские товары являются конкурентами. Поэтому уменьшение цен на газ (даже в контексте газотранспортного консорциума) может сыграть на руку украинским финансово-промышленным группам и позволить им не только сохранить свои позиции на европейских и азиатских рынках сбыта, а, возможно, и потеснить российские компании.
В целом, если «Газпром» и согласится начать переговоры касательно снижения цен на газ, то продавливать российская сторона будет, скорее всего, так называемый «белорусский вариант», который предусматривает снижение цен в обмен на контроль 50 % + 1 акцию украинской газотранспортной системы.
С вышеуказанными экономическими факторами связаны еще две темы, которые могут стать предметом украинско-российских переговоров. Речь идет о проблеме квотирования украинской металлопродукции на российском рынке, а также участия Украины в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана. По первому вопросу Российской Федерации, как мы отмечали, крайне невыгодно делать какие-либо уступки. Что касается Таможенного союза, то, во-первых, он еще не является действующим (единый таможенный кодекс вступит в силу с 1 июля). Во-вторых, Украина не принимала участие в согласовании необходимых документов, поэтому длительный процесс, по сути, следует начинать с нуля. В-третьих, Украина уже является членом ВТО, а таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно усложнять членство Украины в данной организации, ради вступления в которую наша страна пошла на существенные экономические уступки.
Что касается так называемых политических вопросов, которые могут подниматься во время визита В.Януковича в Москву (отношения Украина – НАТО, статус русского языка в Украине, проблема Черноморского флота, вопросы трактовки исторических событий), то, по нашему мнению, не стоит ожидать на какие-либо радикальные заявления. И Российской Федерации, и В.Януковичу следует присмотреться друг на друга в новом статусе, сделать соответствующие выводы и понять, на что они могут реально рассчитывать.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А.