Риски политического характера.
Как известно Партии регионов удалось внести изменения в Закон «О выборах президента», которым отменен кворум в 2/3 для избирательных комиссий. «За» проголосовали 233 депутата: 172 – от Партии регионов, 29 – от НУНС и 27 – от КПУ. Учитывая, что за данный законопроект голосовали депутаты от пропрезидентской части НУНС, можно было ожидать и скорое подписание закона Президентом В. Ющенко (что и случилось). В СМИ уже успели окрестить законодательную инициативу регионалов «скандальным законом». И тому есть все основания, поскольку он кроме определенно конъюнктурного характера, имеет очевидные недостатки, касающиеся отсутствия четкого механизма функционирования избирательных комиссий в условиях ликвидации обязательного кворума, что может привести к делегитимизации второго тура президентских выборов.
Укажем на основные риски, связанные с проведением выборов по новой редакции закона.
Во-первых, согласно мотивации регионалов при старой редакции закона одна из сторон избирательного процесса могла отозвать своих представителей из избирательной комиссии (во втором туре она формируется в пропорции 50:50 между двумя кандидатами) и таким образом сделать их недееспособными. Т.е., по мнению Партии регионов, БЮТ мог бы сорвать выборы в электоральной вотчине В.Януковича. Поэтому с ликвидацией кворума регионалы с одной стороны обезопасили себя от подобного развития событий, а с другой упрочили позиции своего кандидата на ключевых участках электорального поля путем усиления влияния на избиркомы. Некоторые нормы закона фактически позволяют заседать комиссиям, состоящим из большинства лояльных по отношению к конкретной политической силе должностных лиц. Например, согласно одной из статей, если кандидат не использовал возможность подать установленное количество кандидатур в состав участковой комиссии в срок, то люди на эти должности будут назначаться по представлению главы соответствующего областного или районного совета, или мэра города. Т.е. местные органы власти могут фактически определять легитимность той или иной комиссии. На практике для формирования такого большинства в комиссии можно будет исключать представителей другой стороны из избиркома под определенными поводами (за неявку и т.д.). Иными словами указанные изменения, несомненно, открывают возможности Партии регионов для фальсификаций в регионах, где большинство в местных советах или органах власти представляет ее политическая сила. Впрочем данная ситуация справедлива и для БЮТ, особенно, в отношении западных и центральных областей Украины. Однако расчет регионалов по изменениям в Закон о выборах президента судя по всему основывался на желании снизить до минимума возможности Ю.Тимошенко влиять на подсчеты голосов в самых густонаселенных и урбанизированных районах страны, где значительная часть электората помимо В.Януковича голосовала и за С.Тигипко.
Во-вторых, новые нормы указанного закона априори могут привести в некоторых случаях к юридической путанице в работе комиссий на местах, что также может привести к срыву выборов на определенных участках. Т.е. существует риск, что обе части комиссии, которые формируются и подаются разными кандидатами, проведут порознь свои заседания и будут требовать одинаковой легитимности своих решений. Однако подобные ситуации согласно расчетам регионалов должны будут возникнуть не на территории их электоральных заповедников, а скорее в спорных регионах.
В-третьих, свежая редакция закона по-прежнему оставляет возможность политическим силам ставить вопрос легитимности новоизбранного президента. Так, согласно заявлению члена БЮТ Н.Томенко, БЮТ уже заочно не признает результаты второго тура президентских выборов, которые пройдут по новой редакции закона о выборах президента.
Риски политико-информационного характера В контексте президентской кампании в ближайшее время следует ожидать ряда информационных выбросов, которые будут направлены на формирование соответствующего общественного мнения в политико-информационной плоскости.
В частности, своеобразный информационный рейтинг выглядит следующим образом:
1. Ситуация на рынке сахара. Данная тема является основной для большинства отечественных СМИ на протяжении последней недели, однако именно 5-6 февраля следует ожидать на ее максимальную активизацию, связанную, безусловно, с приближением второго тура президентских выборов.
При этом, с одной стороны, Министерство экономики, а также Антимонопольный комитет буду стараться сосредоточить внимание общественности на политических причинах подорожания и дефицита сахара. Этим преследуется, по сути, две цели:
а) непосредственно предвыборная («черный пиар» и сговор финансово-промышленных групп, поддерживающих В.Януковича с целью дискредитации Кабинета Министров Ю.Тимошенко);
б) «отвлекающая» (призванная переложить ответственность с правительства, точнее – Министерства экономики – за провал стратегии ввоза тростникового сырца в Украину для предотвращения возникшего дефицита).
С другой стороны, Партия регионов, кроме чисто предвыборной критики, может использовать «сахарную» тему для давления на некоторых членов Кабинета Министров (в контексте поствыборного переформатирования правительства и парламентской коалиции), чьи компании (формально им не подчиненные, но пребывающие в сфере интересов) оказались замешанными в скачке цен на рынке сахара. Например, речь идет о главе Министерства иностранных дел П.Порошенко, одна их компаний которого, по информации некоторых источников, получив лицензию на ввоз сахара-сырца, этого не сделала, сохранив, таким образом, отпускные цены своих заводов на прежнем уровне и заработав дополнительные дивиденды от возникшего ажиотажа.
2. Ситуация вокруг возбуждения Генеральной прокуратурой уголовного дела против одного из судей Киевского апелляционного административного суда. Дело возбуждено по подозрению в принятии судьей сознательно неправосудного решения.
Таким образом, накануне второго тура президентских выборов БЮТ получил возможность для раскручивания информационной кампании касательно давления со стороны Генеральной прокуратуры на судей Киевского апелляционного административного суда, а также в целом блокировании работы данного органа. Это позволит, во-первых, апеллировать к международной общественности, а, во-вторых, использовать лозунги об угрозе установления диктатуры, формирования партийного контроля над Генеральной прокуратурой, политических преследованиях и тому подобное.
Вместе с тем, даже потеря какого-либо влияния на кадровые расклады в Киевском апелляционном административном суде может принести для кандидата в Президенты Ю.Тимошенко определенные дивиденды. В частности, окончательная дискредитация судебной ветви власти в контексте принятия решения о победителе президентских выборов может позволить как не принять решения вышеуказанного судебного органа о результатах выборов, так и перевести принятие данного решения в «уличный» формат либо Верховную Раду Украины.
3. Проведение во время второго тура президентских выборов пяти экзит-полов. В частности, они будут проведены по заказу телеканалов «1+1», «Інтер», ICTV, «Савик Шустер студии» и Национальным экзит-полом (в консорциум входят фонд «Демократические инициативы», КМИС, Украинский центр экономических и социологических исследований имени А.Разумкова). По заказу телеканала «1+1» экзит-пол осуществит Украинский институт социальных исследований им. А.Яременко.
Несмотря на общую дискредитацию экзит-полов как социологического явления из-за радикальных расхождений в данных, данная технология остается достаточно важной для общей легитимации результатов президентских выборов. К примеру, подтверждение результатами экзит-полов результатов, зафиксированных Центральной избирательной комиссией позволит в определенной мере минимизировать проведение уличных акций протестов, а также ограничит свободу маневра для действующего Президента В.Ющенко, который мог бы сыграть на противостоянии Ю.Тимошенко и В.Януковича, выступив в роли своеобразного арбитра (совпадение данных вынудит его быстрее определится и, как вариант, подыграть победителю предвыборной гонки в контексте последующего переформатирования политического пространства).
Исходя из вышесказанного, как БЮТ, так и Партия регионов приложат максимум усилий для дискредитации тех социологических структур, которые могут продемонстрировать не выгодные для политических сил электоральные результаты.
Данная дискредитация будет носить, прежде всего, информационный характер, а ее пик припадет на пятницу, а также субботу – на различных политических ток-шоу, информационно-аналитических программах, новостийных блоках и так далее.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А.