Риски политического характера.
Президентские выборы, особенно результаты их первого тура, подняли вопрос о давно назревшем переформатировании власти в столице Украины. В стенах парламента уже началась подготовка законодательных оснований для решения данного вопроса. Вчера в Верховной Раде были зарегистрированы два проекта постановления о поведении досрочных выборов мэра Киева и Киевсовета, инициированными спикером парламента В.Литвином и представителями БЮТ и НУНС, а также отчет Временной следственно комиссии по Киеву, деятельность которой поддерживали и регионалы. Следует указать на следующие причины активизации политических сил по киевскому вопросу.
Во-первых, результаты первого тура необычайно сильно обострили кризис легитимности мера столицы Л.Черновецкого. Лишившись покровительства в лице В.Ющенко, проигравшего выборы, мер Киева попробовал сделать ставку на В.Януковича. Но обеспечить приемлемый результат для лидера Партии регионов по Киеву ему так и не удалось (известно, что в президентской кампании В.Януковича была активно задействована команда Л. Черновецкого: один из заместителей главы КГГА – В.Сивец – является начальником избирательного штаба В.Януковича в столице), чем и заслужил недовольство партийных бонз регионалов. В результате Л.Черновецкий оказался в полной политической изоляции.
Во-вторых, ставку на кресло мера и места в Киевсовете сделали в своих предвыборных стратегиях кандидаты в президенты «второй волны», учитывая политическую риторику об их не заинтересованности в поддержке во втором туре В.Януковича и Ю.Тимошенко в обмен на должности в исполнительной власти. Так, С.Тигипко уже заявлял про желание занять пост мера Киева. Такой же стратегии, вероятно, придерживается и А.Яценюк. Поэтому не исключено, что главным предметом политических торгов указанных политиков является поддержка БЮТ или ПР их претензий на место градоначальника столицы. Прогнозируема и позиция В.Литвина – первого инициатора досрочных выборов в Киеве. Крайне низкие показатели электоральной поддержки в стране по итогам первого тура ставят под угрозу политическое будущее этого политика и его политической силы в национальном масштабе. Поэтому досрочные выборы в Киевгорсовет дают ему шанс для политического выживания в столице и на местном уровне.
Риски социально-экономического характера.
Покупка российским инвестором акций корпорации «Индустриальный союз Донбасса» актуализировала проблему влияния российского капитала на социально-экономические и политические процессы в Украине.
Среди российских финансово-промышленных групп, которые активно работают на данный момент в Украине, наиболее мощными в экономическом и политическом плане являются «Лукойл», «Русский алюминий» и «Альф-Групп». Достаточно серьезное влияние имеют также группа «Альянс», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Ренова», «Система», «Смарт-Групп», « Ренессанс-Капитал», «Северсталь» и прочие.
В целом, можно выделить ряд предприятий экономики Украины, которые имеют больше всего шансов перейти в ближайшее время под контроль российского бизнеса. Это, прежде всего, те предприятия, которые:
– находятся под контролем экономических групп Украины, которые, своей очередью, испытают влияние России;
– контролируются политическими группами Украины, которые придерживаются пророссийской ориентации;
– в значительной мере интегрированы в российскую экономику;
– имеют значительные долги перед российскими поставщиками;
– традиционно пребывают в затруднительном финансовом положении;
– непривлекательны для западного инвестора.
Отметим основные факторы, которые оказывают содействие развитию российской финансово-политической группы в Украине:
– экспортная зависимость Украины от России;
– зависимость Украины от России в сфере энергоносителей;
– культурно-политическая русификация значительной части населения Украины;
– наличие в Украине сектора российского капитала или капитала, который в определенной мере контролирует Россия;
– распространение в Украине «денационализированной» формы капитала и дефицит «национально-патриотичного капитала»;
– дефицит в Украине внутреннего «инвестиционного капитала»;
– слабая активность в Украине так называемого «западного инвестора».
Российская экономическая экспансия отрицательно влияет на все сферы развития украинского общества, а ее основными последствиями являются:
1. Усиление культурной русификации украинского населения;
2. Усиление влияния пророссийских сил в Украине;
3. Переход от «двухвекторной» к одновекторной – пророссийской внешнеполитической ориентации Украины;
4. Дискредитация прозападного политического курса Украины;
5. Наследование Украиной экономически отсталой (экспортно-сырьевой) модели российской экономики;
6. Общее усиление экономической зависимости Украины от России.
Основными направлениями использования прибылей предприятий и компаний, которые принадлежат России или контролируются российским капиталом, является финансирование:
– избирательных кампаний политиков и политических сил, которые придерживаются пророссийской ориентации;
– проектов культурной и информационной русификации Украины;
– приобретение или взятие под контроль России масс-медиа, которые действуют в Украине;
– проектов сохранения экономической, торговой и внешнеэкономической зависимости Украины от России;
– сети российских агентов влияния, которое действует в Украине;
– регионального сепаратизма;
– коррумпированных политических сил Украины, которые придерживаются пророссийской ориентации.
Показательно, что в последнее время российский капитал проявляет интерес к тем сферам экономики, которые существенно влияют на национальную безопасность Украины, поступление средств в государственный бюджет, социальную ситуацию в регионах. В частности, это нефтяная промышленность, энергетика, цветная и черная металлургия. Вместе с тем, российский капитал не заинтересован инвестировать в украинское машиностроение, авиа- и ракетостроение и другие отрасли, связанные с привлечением новейших технологий, что связано с двумя причинами.
Во-первых, Россия не будет усиливать машиностроительный сектор в Украине, поскольку он в значительной мере является конкурентным для российских компаний по номенклатуре продукции.
Во-вторых, уровень развития российских новейших технологий не всегда отвечает уровню мировых стандартов.
Тем не менее, не следует усматривать во влиянии российского капитала на украинскую экономику лишь негатив. Деятельность большинства субъектов российского бизнеса, особенно среднего и мелкого, на территории Украины имеет определенные положительные моменты, которые сказываются в поступлении средств в экономику страны, увеличении рабочих мест, внедрении новейших технологий, насыщении сырьем и продукцией отечественного рынка, развития кооперации и т.п.
Сейчас можно наблюдать новую волну российского капитала в Украину. Это связано как с ростом конкуренции на внутреннем рынке России, так и с желанием получить дополнительную прибыль в еще не занятых сегментах украинского рынка. Интерес российских компаний также связан с тем, что условия бизнеса в Украине более понятные им, чем западным компаниям. Россиянам в отдельных случаях значительно проще лоббировать необходимые интересы, поскольку экономическая модель хозяйствования в двух странах во многом похожа, а необходимые связи и выходы найти для них в Украине несложно. Таким образом, экономическая реинтеграция Украины и России на основе кооперации украинских и российских финансово-промышленных групп уже реальность. В связи с этим политика украинского государства относительно прямого российского инвестирования должна базироваться на концептуальном определении:
а) приоритетных направлений относительно привлечения российского капитала, исходя из общегосударственных приоритетов;
б) отраслей экономики Украины и их ведущих предприятий, получение контроля над которыми со стороны российского капитала угрожало бы экономической безопасности государства.
В целом это даст возможность выстроить соответствующие схемы защиты (против недобросовестных инвесторов) и поощрения в инвестиционно-инновационном процессе.
Риски политико-информационного характера
В контексте президентской кампании в ближайшее время следует ожидать на ряд информационных выбросов, которые будут направлены на формирование соответствующего общественного мнения в политико-информационной плоскости. В частности, своеобразный информационный рейтинг выглядит следующим образом:
1. Публикация аудиозаписи Премьер-министра Украины Ю.Тимошенко и Президента Грузии М.Саакашвили касательно ситуации с грузинскими наблюдателями на выборах. Данная тема может быть использована как командой действующего главы правительства, так и командой лидера Партии регионов. Для БЮТ это один из поводов поднять вопрос об уровне национальной безопасности, а также использования незаконных политических технологий оппонентами.
В свою очередь Партия регионов может использовать вышеуказанную проблему для разворачивания информационной кампании, выгодной Российской Федерации (с прицелом на последующее налаживание взаимоотношений после избрания В.Януковича Президентом Украины). В частности, речь может идти об изменении внешнеполитических приоритетов Украины, что будет предусматривать ноту протеста Грузии о вмешательстве во внутренние дела суверенного государства, а также введении визового режима.
2. Решение руководства Российской Федерации о том, что посол этой страны может приехать в Украину еще до того, как пройдет второй тур президентских выборов.
Отметим, что приезд российского посла, который все время откладывался, накануне второго тура (когда стало ясно, что В.Ющенко оставит пост главы государства) фактически демонстрирует о желании России усилить свое политическое влияние непосредственно на избирательную кампанию в заключительной фазе. В связи с этим следует ожидать на усиление информационной составляющей по «российскому направлению» Ю.Тимошенко и В.Януковича.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Левкив С.