вівторок, 6 квітня 2010 р.

7 – 8 апреля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политико-информационного характера

Накануне пасхальных праздников Президент В.Янукович ликвидировал Межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. Показательным выглядит мотивация нового главы государства по поводу прекращения функционирования указанных ведомств: он считает достаточным нынешний уровень сотрудничества Украины и НАТО. Однако фактически речь идет о ликвидации государственной институциональной основы интеграции Украины в НАТО. Следует отметить, что данную инициативу новой власти уместно проанализировать с точки зрения сигналов, направленных ряду адресатов.

Во-первых, новый Президент четко продемонстрировал мировой общественности о намерении продолжать намеченный в предвыборной программе курс на внеблоковый статус Украины и смену внешнеполитических приоритетов в диалоге с Европейским Союзом. Ранее, как известно, при предыдущем президенте проевропейские устремления Украины неразрывно связывались с вопросом евроатлантической интеграции.

Во-вторых, это очередной реверанс в сторону России, который в отличие от популистских заявлений В.Семиноженко может иметь реальные внешнеполитические последствия. Политика В.Ющенко, направленная на сближение с НАТО, была существенным раздражителем для России. Сейчас же в свете газового вопроса нивелирование фактора НАТО в отношениях с Москвой может положительно сказаться на переговорном процессе с «Газпромом».

В-третьих, фактическое сворачивание процесса интеграции Украины в НАТО отражает предвыборные ожидания электората В.Януковича и Партии регионов. Таким образом, новая власть может записать себе в актив реализацию еще одного предвыборного обещания, на фоне которого удобно провернуть ряд непопулярных мер:

– свернуть или скорее сократить объемы обещанного ранее повышения социальных стандартов, особенно в свете неизбежного восстановления сотрудничества с МВФ;

– поднять тарифы на газ и электроэнергию для населения, а также на ряд коммунальных услуг;

– увеличить пенсионный возраст и т.д.

Кроме того, популяризация указанной темы в СМИ на ряду с другими политическими решениями (например, отмена указа В.Ющенко о присвоении С.Бандере звания героя Украины), может играть роль «вуали», прикрывающей неблагоприятную экономическую ситуацию в стране или просчеты правительства (инфляцию, безработицу, падение доходов населения и т.д.).

Данная тема также будет активно муссироваться и в предвыборной пропаганде Партии регионов накануне местных выборов.

***

Вопрос конституционности формирования коалиции в Верховной Раде будет актуальным в ближайшие несколько недель, причем независимо от решения Конституционного Суда Украины по данной проблеме.

По мнению ряда экспертов, наиболее вероятным представляется сценарий признания Конституционным Судом действующего парламентского большинства легитимным. Исходя из этого, новоизбранный Президент Украины институализирует свою поддержку в парламенте и сможет, со временем добавляя в коалицию депутатов БЮТ и НУНС, забрать у Коммунистической партии и Блока Литвина статус «золотой акции». После этого, не исключено, глава государства актуализирует проблему конституционной реформы – с целью расширить полномочия Президента.

Рассмотрим изменения в полномочиях, которые состоялись после конституционной реформы 2004 года в Украине:

1. Коалиция депутатских фракций должна формироваться на протяжении одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады Украины.

2. Коалиция должна вносить предложения Президенту Украины относительно кандидатуры Премьер-министра и всего персонального состава Кабинета Министров Украины.

3. Верховная Рада Украины также получила право назначать Главу Антимонопольного комитета Украины, Главу Государственного комитета телевидения и радиовещание Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины.

4. В свою очередь, Президент Украины получает дополнительные возможности распустить Верховную Раду Украины, если в течение месяца не будет сформирована коалиция, и если на протяжении 60 дней после отставки Кабинета Министров Украины не будет сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины. Решение относительно отставки Премьер-министра и членов Кабинета Министров принимает Верховная Рада. Отныне Президент Украины имеет право внести предложение в Верховную Раду касательно ответственности и принятия резолюции недоверия Кабинету Министров Украины.

В целом, после конституционной реформы в Украине был введен внутренне противоречивый порядок формирования Кабинета Министров Украины. Это связано с тем, что одни члены правительства – Министр обороны, Министр иностранных дел – должны назначаться Верховной Радой по представлению Президента (наравне с Премьер-министром). Другие – по представлению Премьер-министра. Такой подход существенно подрывает основы деятельности правительства как «единой команды», а также легализирует минимальное влияние Кабинета Министров Украины на сферу обороны и иностранных дел.

Отметим, что уволить министров иностранных дел и министра обороны, как и других членов правительства, по новой редакции Конституции Украины от 2004 года, имеет право Верховная Рада Украины без любого согласования с Премьер-министром или главой государства, простым большинством от конституционного состава. Это, на наш взгляд, одно из самых опаснейших и самые деструктивные положения Основного Закона Украины, которое существенно ослабляет полномочие Кабинета Министров, особенно принимая во внимание уровень политико-правовой культуры украинского политикума и «лоббистскую» деятельность отдельных народных депутатов.

Угроза подобного «увольнения» может заставить членов Кабинета Министров быть «лояльными» по отношению к определенным «лоббистским группам», сосредоточенным в парламенте. При таком подходе сложно ожидать от министерств принципиальности в вопросах реформ, особенно в таких отраслях как угольная, автомобилестроение и так далее. Учитывая же, что кадровые полномочия относительно назначения и освобождения с должностей глав местных государственных администраций остаются в компетенции Президента, Конституция, по сути, «разрывает» исполнительную власть между главой государства и парламентом, оставляя, в свою очередь, не достаточно управленческих инструментов непосредственно для самого правительства.

Таким образом, Украине крайне необходим второй этап конституционной реформы, в редакции которого будут изъяты все вышеперечисленные негативные моменты взаимоотношений между Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины.


Риски социально-экономического характера

За прошедшую неделю с 29 марта по 2 апреля индекс ПФТС потерял 1,5% и снизился с 922 до 909 пунктов. За это же время индекс «Украинской биржи» снизился также на 1,5% с 2330 до 2296 пунктов. Эта коррекция стала закономерным явлением, так как рынок находится в явно перегретом состоянии. Показательно, что снижение рынка проходило при благоприятном внешнем фоне, что свидетельствует о внутренних причинах снижения и нежелании игроков покупать по таким ценам. Позитивный внешний фон удерживает отечественный рынок от более серьезной просадки, но в случае его ухудшения украинский рынок будет снижаться опережающими темпами. В целом потенциал снижения еще не реализован и даже при хорошем внешнем фоне на будущей неделе наш рынок имеет все шансы сходить ниже 900 пунктов по индексу ПФТС.

Индекс S&P 500 закрылся на значении в 1187 пунктов, продолжив свое уверенное движение вверх. Ближайшей целью Американского индекса является значение в 1200 пунктов, но его прохождение будет связано с серьезными трудностями, так как на этом уровне расположены серьезные сопротивления. Возможно, что для преодоления отметки в 1200 пунктов индексу S&P придется несколько скорректироваться.

Нефть марки Brent прорвала боковик вверх и сейчас торгуется около значения в 86 долларов за баррель, что являлось давнишней целью для нефти еще с начала года. Дальнейшее укрепление Brent возможно вплоть до отметки в 90 долларов, но за этим неизбежно последует коррекция на фоне увеличившихся запасов. По-прежнему серьезную роль в ценообразовании играет политический фактор ирано-израильского конфликта.

Пара Евро/Доллар продолжает торговаться около значения в 1,34. Европейская валюта на прошлой неделе пыталась укрепиться по отношению к доллару, но эта попытка, ни к чему не привела. В целом тренд на укрепление американской валюты остается в силе и у Евро еще есть потенциал для снижения.


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю., Крейденко В.

Немає коментарів:

Дописати коментар