Риски политико-информационного характера
Пока украинская общественность активно обсуждает Харьковские соглашения Украины и России, руководство страны, очевидно на волне дипломатического, с ее точки зрения, успеха, заявило о намерениях совершить еще один прорыв, теперь во внутренней политике – «завершить» политическую реформу. Речь идет о заявлении Президента о необходимости принять в новой редакции законы о Президенте и о Кабинете Министров.
Целесообразность провести четкое разграничение полномочий Президента, премьер-министра и правительства, назрела очень давно. Однако в каком контексте будут приняты эти пакеты конституционных законов, пока не оглашается. В то же время сложившаяся ситуация во властной вертикали позволяет предположить, что работа будет вестись скорее в направлении модернизации существующей парламентско-президентской модели, чем в сторону ее ликвидации.
Во-первых, Партия регионов (и их союзники) на сегодняшний день итак обладают всей полнотой центральной власти на всех ее уровнях от президента до послушного Кабинета Министров и парламента (большинства). В.Януковичу удалось достаточно быстро выстроить лояльную вертикаль исполнительной власти в регионах. Более того, решение Конституционного суда Украины о легитимности коалиции свидетельствует, что данная судебная инстанция также сейчас находится под их контролем. Де-факто в Украине действует модель государственного управления очень схожая с периодом второй каденции президента Л.Кучмы, т.е. с единым центром принятия решений.
Во-вторых, добиться полной ревизии конституционной реформы в стенах Верховной Рады действующего созыва «регионалам» скорее всего не удастся. Препятствия могут быть следующие:
– необходимость собрать конституционное большинство в 300 голосов, чего, вероятно, не будет. Эффективность метода формирования большинства «тушками» оказалась преувеличенной. Нынешнее количество перебежчиков в коалицию явно не соответствует надеждам «регионалов» и их союзников, которые предсказывали массовое пополнение парламентского большинства уже к маю (видимо после дипломатических успехов Президента в Вашингтоне и Харькове). Удовлетворить кадровые и ресурсные аппетиты нескольких бизнес-групп из того же БЮТ уже не представляется возможным;
– нежелание крупного бизнеса, в том числе из Партии регионов конституционно закреплять за президентом полномочия, которыми в свое время обладал Л.Кучма. Как известно, внутри партии и так существует нешуточная конкуренция между несколькими центрами влияния – Ахметова, Клюевых, Фирташа и других более мелких. При нынешнем доминировании в политическом и экономическом поле ФПГ объективно наиболее выгодными для них моделями государственной власти могут быть ныне действующая форма или парламентское правление;
– фактор оппозиции. Не смотря на нынешнею раздробленность оппозиционных сил, их влияние в будущем будет возрастать. Харьковские соглашения уже послужили серьезным катализатором для ее консолидации, вырвав из временного оцепенения после поражения на президентских выборах. Тем более действующая власть постоянно дает повод для вполне обоснованной критики. В рассматриваемом вопросе оппозиционные силы в парламенте, вероятно, будут действовать слажено, блокируя работу ВР и созывая митинги на улицах.
В-третьих, все понимают, что такая форма консолидации власти вокруг Президента достаточно зыбка особенно с учетом качества коалиции. Однако провести досрочные парламентские выборы на волне растущего рейтинга с целью получить подавляющее большинство в Верховной Раде «регионалы» сейчас не готовы. Тем более инициирование выборов правящей политической силой на фоне ожидаемых ее электоратом решительных мер по борьбе с кризисом будет воистину самоубийственным актом.
Риски социально-экономического характера
В контексте принятия государственного бюджета на 2010 год, в ближайшее время следует ожидать на актуализацию в информационном пространстве особенностей главного финансового документа страны. При этом будет присутствовать как минимум три точки зрения на бюджет – провластная, оппозиционная и экспертная. При этом две последние, судя по всему, сосредоточатся на критике, основными векторами которой станут:
– обстоятельства разработки и принятия проекта государственного бюджета;
– инвестиционно-инновационная составляющая финансового документа (вернее, фактически ее отсутствие);
– дефицит государственного бюджета (прежде всего, в контексте внутреннего и внешнего долга);
– инфляционная составляющая.
К вышеуказанным направлениям следует добавить вопросы безработицы, общего реформирования экономики, социальных программ и тому подобное.
В целом, можно констатировать, что именно сейчас правительство начнет реальную работу над бюджетом, показатели которого будут пересматриваться – как под влиянием новых российско-украинских договоренностей, так и внешнеэкономических реалий, а также интенсивности развития отечественной экономики.
***
За прошедшую неделю с 22 по 28 апреля индекс ПФТС практически не изменился, его рост составил символические 2 пункта, с 1011 до 1013 пунктов. За это же время индекс «Украинской биржи» понизился на 7 пунктов с 2550 до 2543 пунктов. Вторую неделю Украинский рынок торгуется в вялом боковике около отметки в 1000 пунктов по индексу ПФТС. Отметим, что удержать ее сегодня очень важно для инвесторов, но целей вверху пока не видно.
Газовые договоренности с Россией послужили внутренним драйвером для роста отечественных индексов, но существенную поддержку оказать не смогли. Время внутренних новостей постепенно проходит, максимальные ожидания от действий властей уже заложены в цену акций, основную роль сегодня играет внешний фон.
Внешний фон за прошедшую неделю был преимущественно негативным, что и сказалось на Украинском фондовом рынке. В случае дальнейшего ухудшения внешнего фона и пробития вниз 1000 пунктов по индексу ПФТС возможно снижение цен на Украинские акции.
Индекс S&P 500 немного корректировался после бурного роста и по состоянию на 28 апреля закрылся на значении в 1191 пункт. Насколько глубокой окажется коррекция Американского индекса сейчас сказать сложно, вполне возможно, что в ближайшее время индекс S&P 500 будет торговаться в широком боковике 1180-1230 пунктов. В случае уверенного пробития одной из границ этого коридора следует ожидать усиление динамики движения в сторону пробоя.
Нефть марки Brent на сегодня торгуется около отметки в 86,6 долларов. В течение недели нефть несколько теряла в цене, но быстро восстановилась, по-прежнему актуальной остается цель в 90 долларов за баррель, но и потенциал падения постепенно увеличивается, долгосрочные перспективы роста нефти вызывают определенные сомнения.
Пара Евро/Доллар находясь под давлением новостей из Греции, ее облигациям был присвоен так называемый «мусорный» уровень BB-, опускалась в течение недели, до несколько годового минимума в 1,31 доллар за евро. К проблеме Греции добавилось снижение рейтинга Португалии и Испании и реальная угроза возникновения проблем в этих странах. Сегодня пара торгуется около отметки в 1,325 и озвученные нами в начале месяца цели в 1,3-1,29 остаются актуальными.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.
Немає коментарів:
Дописати коментар