четвер, 17 грудня 2009 р.

18 декабря – 21 декабря 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политического характера
Отсутствие существенных сдвигов в решении проблемы коррупции за последние пять лет в глазах украинского избирателя, безусловно, актуализировало использование данной темы в предвыборных стратегиях основных участников президентской гонки. И если в предвыборных программах тема борьбы с коррупционной деятельностью представлена достаточно эфемерно, то в качестве негативных информационных выбросов (обвинений, кадровых инициатив, слухов, разжиганий скандалов), она может превратиться в фактор риска для тех, кто стал объектом информационных атак.

Прежде всего, стоит отметить, что информационные атаки, связанные с обвинением в коррупции в контексте президентской гонки применяются (и будут применяться) в нескольких направлениях.

Во-первых, в адрес кандидатов в президенты. В этом случае поле для атак достаточно широкое. Объектом обвинений в коррупции может стать:

– сам кандидат в президенты (пример: тема получения в собственность В.Януковичем резиденции в Межигорье не утихает в СМИ стараниями Ю.Тимошенко);

– доверенное лицо кандидата в президенты, как правило, близкий соратник, занимающий видный государственный пост (пример: последняя инициатива действующего главы государства В.Ющенко на счет увольнения с поста министра внутренних дел Ю.Луценко, обвиняемого в неэффективной борьбе с коррупцией);

– политическая сила, стоящая за претендентом на высший государственный пост (пример: недавнее поручение В.Ющенко Генпрокуратуре проверить информацию относительно планов БЮТ осуществить подкуп членов окружных избирательных комиссий);

– государственный орган власти, связанный с деятельностью кандидата в президенты (пример: недавнее «раскрытие» МВД ряда коррупционных схем при закупках Министерством здравоохранения Украины медицинских препаратов по завышенным ценам в течение последних нескольких лет (как известно с декабря 2007 г. пост главы министерства занимает В.Князевич, назначенный по квоте действующего Президента Украины)).

Во-вторых, в категорию риска попадают высокопоставленные чиновники, выбранные в качестве жертв показательных развенчаний, учиненных либо депутатами Верховной Рады, либо соответствующими государственными органами (пример: обвинение депутатами БЮТ заместителя генпрокурора А.Шинальского в вымогательстве, что повлекло проведение в Генпрокуратуре служебной проверки деятельности заместителей генпрокурора на предмет коррупционной деятельности).

В-третьих, объектом подобных атак рискуют стать члены низшего и среднего звена политических партий, которых руководство партии может принести в жертву ради «очищения» своих рядов (пример: исключение из Партии регионов заместителя мэра Сум А.Бондаря, причастного по информации местного политсовета партии к коррупционным деяниям).

Риски социально-экономического характера
Первый вице-премьер-министр Украины А.Турчинов заявил, что Кабинет министров не будет вносить в Верховную Раду измененный проект государственного бюджета – 2010 до тех пор, пока не получит соответствующих выводов и предложений Верховной Рады. При этом вице-спикер парламента, депутат БЮТ Н.Томенко, а также спикер Верховной Рады Украины В.Литвин (фигуры, от которых во многом зависит процедурная сторона вопроса) заявили о невозможности принятия бюджета в текущем году.

Таким образом, учитывая, во-первых, предпраздничную активизацию основных кандидатов в Президенты, во-вторых, продолжающуюся стагнацию высшего законодательного органа страны и отсутствие какого-либо консенсуса касательно основных положений бюджета, можно сделать вывод, что в 2009 году проект государственного бюджета – 2010 принят не будет, и Украина войдет в новый год без главного финансового документа. В связи с этим целесообразно проанализировать основные риски социально-экономического и политического характера, которые актуализируются непосредственно после 31 декабря 2009 года и могут повлиять как на предвыборную кампанию, так и ситуацию в стране в целом.

Во-первых, в контексте отопительного сезона и связанных с ним поставок газа из Российской Федерации, правительство без принятого бюджета существенно ограничивается в возможности поддерживать НАК «Нафтогаз», в частности – в вопросе погашения долговых обязательств компании.

Во-вторых, холодная зима и снегопады существенно увеличивают объем работ таких государственных компаний, как «Укравтодор» и «Укрзалізниця», а также МЧС. Соответственно, без необходимого финансирования (в том числе, учитывая фактор форс-мажора) многократно возрастает риск техногенных и природных катастроф.

В-третьих, фактически зависает выполнение различных государственных и правительственных программ (некоторые из которых являются составной частью внешнеполитического имиджа Украины – к примеру, проекты, связанные с Евро-2012).

В-четвертых, проблемным может быть финансирование в полном объеме Пенсионного фонда, а также выплат различным категориям льготников. Вместе с тем, по нашему мнению, Кабинет Министров, учитывая электоральное значение данных категорий граждан, приложит максимальные усилия для изыскания дополнительных поступлений в казну, чтобы решить эту проблему.

В-пятых, в зоне риска находится обслуживание государственного долга, которое, кстати, в 2010 году будет стоить намного больше, чем в 2009.

В-шестых, местным бюджетам придется довольствоваться финансированием из центра на уровне 2009 года, а для решения текущих проблем, связанных с зимним периодом, искать внутренние источники финансирования.

В-седьмых, достаточно актуальная проблема – финансирование президентских выборов (показательно, что в бюджете – 2009 никаких расходов на президентские выборы не запланировано). Пока что основные политические игроки не определились, каким будет механизм выделения почти 2 млрд. гривен.



Риски экономико-информационного характера
Результаты последних социологических опросов показали, что большинство украинцев ожидают на улучшение экономической ситуации не раньше, чем через три года. В связи с этим актуализировались информационные выбросы, связанные с публикацией прогнозов относительно окончания финансового кризиса для Украины.

В частности, эксперт Немецкой группы советников при правительстве Украины Р.Джуччи, считает, что кризис на этом ни для Украины, ни для России не закончится, а еще будет длиться достаточно долго. По его данным, в Украине внешние заимствования достигли 40 миллиардов долларов, из которых 10 миллиардов, учитывая возможную реструктуризацию, нужно выплатить в 2009 году. Исходя из этого, падение ВВП в Украине достигнет 15%.

Если использовать модели Международного Валютного Фонда и Мирового Банка, то наиболее оптимистическим сценарием будет падение ВВП на уровне 8-9%. Это связано с тем, что в стране существуют определенные риски, способные спровоцировать новый уровень падения, который может состояться в конце года или в начале следующего. К ним относятся:

– дефицит бюджета;

– инфляция;

– долги предприятий;

– отсутствие спроса на украинскую продукцию;

– политическая нестабильность;

– кризис государственного менеджмента;

– падение доходов населения.

Выход из кризиса возможный лишь тогда, когда будет выровнен торговый баланс, и экспорт будет равняться импорту, который, в свою очередь, стабилизирует валютно-обменный курс. В целом – это перспектива середины следующего года. В конце же этого года Украина может надеяться на определенные положительные тенденции в отдельных отраслях промышленности, в частности, в пищевой.

Однако в долгосрочной перспективе кризис ничему не научит украинский политический класс – лишь позволит сделать выводы на короткий промежуток времени. Кризисы снова будут повторяться. Главное – войти в следующий кризис более подготовленными и иметь разработанную стратегию.


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Лисконог Ю.