Риски политического характера
В последнее время в контексте президентской кампании в очередной раз активизировалась дискуссия касательно выбора Украиной внешнеполитического курса. В частности, 9 декабря во время встречи министра иностранных дел Украины П.Порошенко с государственным секретарем США Х.Клинтон был обсужден ряд вопросов относительно международного сотрудничества и двусторонних отношений между странами. В рамках переговоров глава американского внешнеполитического ведомства подчеркнула о дальнейшей поддержке интеграции Украины в НАТО и Евросоюз со стороны США.
Вместе с тем, президент Европарламента Є.Бузек в интервью заявил, что Украина за последние 5 лет не достигла существенного прогресса в приближении к Евросоюзу.
В контексте данных событий, нужно отметить ряд новых условий, которых требует ЕС ради дальнейшей интеграции Украины, и рискам связанных с данными вопросами:
Во-первых, огромное значение для осуществления дальнейшего продвижения Украины в ЕС будут иметь президентские выборы (в контексте их честности, прозрачности и справедливости). Это условие имеет значительный риск невыполнения, так как опыт предыдущих предвыборных кампаний свидетельствует о том, что избежать фальсификаций практически нереально.
Кроме того, необходимо отметить еще одну рисковую составляющую президентской кампании, а именно – подкуп избирателей. В данном случае необходимо отметить актуализацию ряда информационных выбросов, связанных с подготовкой основных политических игроков к покупке голосов (причем как в первом, так и во втором туре).
Во-вторых, особую роль для отношений Украины и ЕС будет играть личность будущего президента, а также общее политическое согласие между главными политическими игроками, в том числе по выработке программы по выходу из кризиса и восстановления экономики страны.
В данном случае риск заключается в нежелании топовых претендентов на должность главы государства садиться за стол переговоров (как до выборов, так и непосредственно после инаугурации). По крайней мере, прямых заявлений о готовности к сотрудничеству сделано не было.
В-третьих, важнейшим фактором эффективных двусторонних отношений станет отсутствие проблем с поставками газа в Европу. Очевидно, что Украине будет очень нелегко обеспечить выполнение этого условия, ведь многое зависит не столько от нее, сколько от Российской Федерации.
Вышеуказанный риск существует всегда, даже с учетом договоренности премьер-министров Ю.Тимошенко и В.Путина касательно новых газовых контрактов. Основная проблема заключается в том, что Россия может оказаться не в состоянии выполнить контрактные обязательства по объемам поставок и постарается переложить ответственность на Украину как страну-транзитера.
Риски социально-экономического характера
В контексте рисков экономического характера следует обратить внимание на очередной уход гривны обратно за отметку UAH/USD 8. В целом за последние дни гривна упала по отношению к доллару на 0.4%. Не исключено, что данное падение продолжится, так как этому способствует ряд факторов.
Во-первых, в Украину (учитывая конец года и сдачу финансовых отчетов) начала активно заходить валюта от экспортеров.
Во-вторых, Национальный банк Украины осуществил очередную (четвертую за последние две недели) интервенцию в поддержку доллара.
В-третьих, украинский рынок отреагировал на заявление вице-премьер-министра Российской Федерации А.Кудрина касательно более активного девальвирования рубля, чем это было сделано в начале кризиса. Данное заявление добавило определенный девальвационный настрой на отечественном рынке.
В-четвертых, активизация президентской кампании также привела к массированному заходу валюты на украинский рынок, что не способствует укреплению гривны.
В-пятых, как правило, накануне новогодних праздников доллар несколько растет по отношению к гривне.
В целом в ближайшее время следует ожидать на колебания курса доллара по отношению к гривне в сторону увеличения. В частности, ориентиром будет цена 8 гривен за один доллар США. В свою очередь курс евро может изменяться в разные стороны, так, во-первых, на международном рынке отсутствует стабильность касательно курса евро/доллар, а, во-вторых, инвесторы опасаются новых убытков в контексте ситуации на азиатских фондовых рынках.
Риски политико-информационного характера
В контексте рисков информационного характера следует указать на усиливающуюся тенденцию в предвыборной борьбе к манипуляции информационными сообщениями международных общественных и политических организаций в угоду политическим интересам отдельных кандидатов в президенты. Использование подобной предвыборной технологии политическими силами может повлиять на ход избирательной кампании и на имидж государства в целом.
Так, примером превращения международного мнения в информационный повод для черного пиара можно указать использование Президентом В.Ющенко очередного отчета международной правозащитной организации Transparency International относительно уровня коррупции в мире «Барометр глобальной коррупции-2009», где Украина существенно ухудшила свой рейтинг добропорядочности с 99 места в 2006 году до 146-го в 2009 году. Объектом информационного удара стал соратник премьер-министра Ю.Тимошенко Ю.Луценко, которого Президент просит уволить с поста главы МВД по причине «непрофессиональных действий и провальных результатов работы». Однако конечной целью акции является Ю.Тимошенко: информация подается так, что, в том числе и, по мнению авторитетной международной организации, коррупция во время премьерства последней значительно возросла.
Другим примером грубой манипуляции с информационным наполнением зарубежных месседжей было вчерашнее заявление пресс-службы секретариата Кабинета Министров о том, что Ю.Тимошенко на конгрессе Европейской народной партии в Бонне якобы представили как будущего Президента Украины. Хотя в заявлении Генерального секретаря ЕНП речь шла о «поддержке сильнейшего демократического и проевропейского кандидата» без озвучивания имен. Такое манипулирование информацией, безусловно, работает на авторитет кандидата в президенты Ю. Тимошенко дома. Однако есть риск, что искажение содержания заявления официального лица зарубежной политической организации может негативно сказаться на международном имидже Украины: получается, что ЕНП открыто вмешивается во внутренние дела суверенного государства, выражая поддержку одному из кандидатов в президенты.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Мороз А.