Риски политического характера
В контексте рисков политического характера необходимо отметить актуализацию вопроса смены главы парламентской фракции «Наша Украина» – «Народная самооборона» Н.Мартыненко (в качестве наиболее возможной кандидатуры на его место рассматривается В.Кириленко). По словам спикера Верховной Рады Украины В.Литвина, фракция уже собрала 38 подписей народных депутатов (при математическом большинстве в 37 голосов), выступающих за смену лидера.
Аргументация сторонников данного шага (в частности, представителей Украинской народной партии и «Единого центра», а также Секретариата Президента) базируется на том факте, что НУНС в последние полгода действует фактически в фарватере политики БЮТ, что в результате может негативно отразиться на уровне электоральной поддержки партий, входящих во фракцию НУНС.
Отметим, что ситуация со сбором подписей во фракции НУНС фактически совпала, во-первых, с официальным стартом президентской кампании, во-вторых, с активизацией слухов о создании нового большинства в составе Партии регионов, КПУ, блока Литвина и части НУНС с последующей отставкой Кабинета Министров Ю.Тимошенко.
Таким образом, данная проблема, по сути, является элементом предвыборной борьбы со стороны Партии регионов и Секретариата Президента. Последний, по нашему мнению, будет стараться конвертировать парламентский вес фракции НУНС в административный ресурс В.Ющенко, который будет использоваться в политических торгах с основными кандидатами в Президенты. Это обусловлено тем, что в условиях финансово-экономического кризиса, а также предвыборной кампании, контроль над фракцией, которая является членом парламентской коалиции, приобретает стратегическое значение и позволяет в значительной мере формировать социально-экономическую и политическую повестку дня. При этом два основных кандидата в Президенты – В.Янукович и Ю.Тимошенко – в одинаковой мере заинтересованы в лояльности НУНС.
Вместе с тем, кадровые перестановки в НУНС могут быть заблокированы вплоть до окончания президентской кампании, а работа фракции – фактически парализована. В частности, самого факта регистрации в аппарате Верховной Раде Украины подписей о смене лидера фракции может оказаться недостаточно для автоматической замены, поэтому потребуется проведение собрания фракции, где народные депутаты должны будут голосовать в режиме реального времени. Учитывая наличие ряда субъективных факторов (собрать фракцию в полном составе достаточно сложно, кроме того, возможны кулуарные договоренности, давление со стороны Секретариата Президента и так далее), а также возможность Н.Мартыненко оспорить в суде свое увольнение, процесс трансформации парламентской фракции НУНС может быть отложен на неопределенное время.
Риски персоналий
В ближайшее время следует ожидать на ряд информационных выбросов компрометирующего характера, направленных против спикера Верховной Рады Украины, кандидата в Президенты В.Литвина. В частности, речь идет о деятельности компаний, которые являются проблемными заемщиками банка «Надра». Напомним, что кредитные средства выдавались банком за счет рефинансирования, которое осуществлял НБУ.
Информационная составляющая данного процесса заключается в том, что 11 фирм-должников банка «Надра» входят в группу «Континиум», которую контролирует И.Еремеев (по некоторой информации он является одним из спонсоров блока Литвина). Кроме того, не исключено, что к деятельности компании «Юнта-ТТ», которая специализируется на торговле нефтепродуктами, имеет отношение народный депутат Украины, член блока Литвина Е.Ващук.
Таким образом, следует ожидать на выброс информационных материалов, которые будут содержать критику, во-первых, команды и ближайшего окружения спикера, во-вторых, непосредственно самого главы Верховной Рады, чья президентская кампании может финансироваться, по сути, с помощью государственных финансов, полученных с помощью кулуарных схем. При этом особое внимание будет уделяться последним законодательным инициативам блока Литвина в парламенте, а также предложениям фракции касательно решения вопроса с проблемными банками (в контексте поиска коррупционных факторов).
Риски экономического характера
В рамках рабочих переговоров, которые состоялись 26 октября 2009 года между украинской делегацией во главе с Премьер-министром Украины Ю.Тимошенко и китайской делегацией во главе с заместителем премьер-министра Государственного совета КНР Чжан Дэцзяном, был определен ряд направлений экономического сотрудничества между странами.
Во время переговоров правительственных делегаций было подписано 5 документов об активизации сотрудничества в разных отраслях промышленности, в частности в сфере строительной инфраструктуры, торгово-экономического сотрудничества, авиационной и аэрокосмической промышленности.
Кроме того, представители делегаций заявили о возможности организации совместного производства автомобилей на базе украинского завода ВАТ «АВТОЗАЗ» и китайской компании «Cherry». В контексте высказанных намерений необходимо выделить два риска экономического характера.
Во-первых, ВАТ «АВТОЗАЗ» является собственностью члена фракции БЮТ Т.Васадзе. Таким образом, возникает угроза решения корпоративных проблем предприятия без учета интересов страны в целом. При этом не исключено, что государство возьмет на себя вопросы финансирования ряда программ, направленных на нормализацию работы ВАТ «АВТОЗАЗ» либо инициирует принятие протекционистских законопроектов в автомобильной отрасли, прикрываясь вышеуказанными перспективами украинско-китайского сотрудничества.
Во-вторых, производство автомобильной продукции достаточно невысокого качества (к которой относятся как украинские, так и китайские автомобили) тормозит перспективы Украины в будущем выйти на мировой рынок и сформировать собственный конкурентоспособный бренд.
Риски информационного характера
Заявление главы МВД Ю.Луценко о том, что в Украине (в частности, в АР Крым) готовилась серия террористических актов, по нашему мнении, в ближайшее время получит свое продолжение в контексте президентской кампании. В частности, следует ожидать на актуализацию заявлений представителей различных политических сил касательно:
– центров финансирования возможных террористических атак (Российская Федерация, ряд политических сил Украины, заинтересованных в дестабилизации ситуации и нагнетании атмосферы опасности);
– переориентации направлений возможных террористических атак (с АР Крым в восточные и южные регионы Украины, которые являются электоральной базой Партии регионов);
– увеличения количества случаев бытового терроризма, а также бизнес-терроризма;
– роли проблемы Севастополя в условиях предвыборной кампании (перспективы базирования Черноморского флота РФ, а также возможных провокаций со стороны как радикальных украинских, та и пророссийских организаций).