Риски политического характера
Признание Конституционным Судом Украины такими, что не отвечают Конституции ряда положений закона о выборах Президента, актуализировало необходимость рассмотрения нового законопроекта в Верховной Раде. Однако в ближайшее время это вряд ли возможно, так как часть норм, которые Конституционный Суд подверг критике, пока что не согласованы между депутатскими фракциями в новой редакции.
При этом отметим, что основные кандидаты в Президенты, а именно Ю.Тимошенко и В.Янукович, будут настаивать на таких изменениях, которые максимально устроят их политические силы, чтобы минимизировать влияние кандидатов второго эшелона. В связи с этим процесс согласования и выработки общих позиций (которые должны максимально отвечать действующему законодательству во избежание повторной подачи представления Президента в Конституционный Суд, а также использования им права вето), может существенно затянуться. Это, в свою очередь, серьезно ограничивает кандидатов второго эшелона в выборе тактики и стратегии президентской кампании, так как они, в отличие от БЮТ и Партии регионов, вынуждены подстраиваться под текущие моменты, ориентируясь, прежде всего, на решение задач ситуативного характера. В свою очередь два основных кандидата, которые, по сути, ведут свою предвыборную кампанию, начиная с конца весны 2009 года, в целом ориентируются на достижения главного результата, меняя правила игры на ходу и приспосабливая их под собственные нужды.
Риски персоналий
Назначение П.Порошенко министром иностранных дел, а также программа его первоочередных дипломатических визитов, вывели его по количеству упоминаний в СМИ в первую пятерку отечественных политиков. Вместе с тем отметим, что в ближайшее время следует ожидать на еще большее увеличение интереса к его персоне, особенностям работы на предыдущих должностях, структуре его бизнеса, а также взаимоотношениям с различными политическими силами. Не исключено, что внимание СМИ (причем как украинских, так и российских), будет прикована к подробностям личной жизни П.Порошенко.
Данные информационные поводы следует воспринимать, во-первых, как дань должности, которую он занимает и которая представляется достаточно важной в контексте российско-украинских взаимоотношений, а также президентской кампании в Украине и, соответственно, будущего места Украины в новой системе политических координат.
Во-вторых, информационные выбросы являются элементом давления и обусловлены стремлением ряда политических сил повлиять на проводимую Министерством иностранных дел внешнеполитическую линию, используя особенности биографии и карьеры главы ведомства.
Риски экономического характера
В контексте финансово-экономического кризиса необходимо отметить ситуацию, которая сложилась в банковском секторе. В частности, речь идет о рисках стратегического и тактического характера. К стратегической группе рисков следует отнести изменения, внесенные Министерством юстиции Украины в порядок совершения нотариальных действий, в соответствии с которыми нотариусы могут осуществлять исполнительные надписи на ипотечных договорах (на основании которых проводится взыскание задолженности) в связи с просрочкой выплат обязательных платежей заемщиком лишь по окончании срока их действия. Учитывая, что в Украине большинство ипотечных договоров заключались на длительные сроки (в среднем на 10 – 25 лет) вариант быстрого взыскания задолженности по кредитам банками, который, кроме того, позволял обойти исполнительную службу и минимизировать оспаривание решений нотариусов, представляется маловероятным. В связи с этим необходимо отметить, что система ипотечного кредитования может если не прекратить свое существование, то, по меньшей мере, существенно сократить свои объемы.
Учитывая новое решение Министерства юстиции Украины, банки вынуждены будут обращаться в суды, чтобы добиться решения о принудительном погашении кредитов. Однако перевод проблемы исключительно в судебную плоскость, во-первых, существенно растянет процесс решения спорных ситуаций. Во-вторых, может привести к параличу работы судов (учитывая увеличение количество судебных исков от банков о взыскании задолженности заемщиков), которые и так не отличаются высокими темпами разбирательства дел. В-третьих, актуализирует вопрос функционирования в Украине коллекторских организаций, которые часто нарушают нормы действующего законодательства. Кроме того, следует ожидать на давление банковского лобби в Верховной Раде на Кабинет Министров в целом и Министерство юстиции в частности, что будет сопровождаться агрессивной информационной кампанией, призванной защитить интересы частного финансового сектора.
Среди рисков тактического характера следует отметить решение хозяйственного суда Донецкой области о признании недействительным кредитного договора ООО «Отель «Централь» из Донецка с «ВТБ Банком» на сумму 18,8 млн. долларов США, заключенного два года назад, а также ипотечного договора и договора залога. Суть проблемы заключается в том, что решение было принято на основании того факта, что в Украине единственным средством платежа является гривна. Таким образом, стороны должны вернуть друг другу все полученное по договору (заемщик – сумму тела кредита, а банк заемщику – сумму уплаченных процентов и различных платежей).
Основной экономический риск данной ситуации заключается в наличии опасного прецедента, в соответствии с которым следует ожидать на лавинообразное увеличение исков к банкам в первую очередь со стороны физических лиц в контексте ипотечного кредитования.
Риски информационного характера
Учитывая официальный старт президентской кампании, следует отметить угрозы ужесточения информационных кампаний основных кандидатов на региональном уровне. Основной целью активизации информационных выбросов в регионах Украины является подготовка к последующим визитам кандидатов, а также создания некомфортной атмосферы для оппонентов. Главными составляющими соответствующих информационных кампаний станут:
– освещение деятельности региональных ячеек политических сил, представляющих интересы того либо иного кандидата (политическая, экономическая, социальная и культурная составляющие);
– особенности кадрового представительства региональных ячеек политических сил, наличие либо отсутствие компрометирующих материалов, связи с политическими силами оппонентов;
– уровень важности региона для кандидата в Президенты (по принципу национального, идеологического и демографического разделения).