четвер, 15 жовтня 2009 р.

15 октября – 20 октября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии


Риски политического характера
В контексте рисков политического характера необходимо отметить актуализацию слухов в околополитической среде касательно возможности создания нового парламентского большинства и, соответственно, снятия Ю.Тимошенко с поста Премьер-министра с последующим назначением Н.Азарова. При этом необходимо отметить, что раскрутка данной темы с точки зрения стратегии президентской кампании в первую очередь выгодна лидеру БЮТ.

Это связано с тем, что на сегодняшний день коалиция, согласно Конституции Украины, должна состоять из не менее, чем 226 депутатов, однако формировать ее могут только фракции. Таким образом, новая коалиция возможно исключительно в формате Партия регионов – НУНС плюс, возможно, блок Литвина и КПУ. Коммунистам, учитывая специфику президентской кампании и электоральные особенности Украины, выгоднее идти на выборы с жесткой критикой правительства, что логичнее делать, находясь в оппозиции. Для блока Литвина критически важно сохранить своего лидера на посту спикера, а переформатирование коалиции может привести к смене главы парламента. Что касается НУНС, то значительная часть депутатов фракции ориентируются на БЮТ.

Исходя из этого, заявления касательно возможной отставки Ю.Тимошенко – это в основном информационные выбросы, которые, тем не менее, приносят больше электоральных дивидендов именно лидеру БЮТ, так как позволяют, во-первых, акцентировать внимание общественности на работе Кабинета Министров Украины.

Во-вторых, демонстрируют, что Ю.Тимошенко сосредоточилась исключительно на решении насущных социально-экономических проблем, в то время как ее оппоненты основное внимание уделяют выяснению политических отношений во время кризиса, активно препятствуя законодательной работе Верховной Рады.

В-третьих, Кабинета Министров в очередной раз получает возможность критиковать Секретариат Президента в контексте деятельности тех депутатов из НУНС, которые либо уже вышли из коалиции, либо критично настроены против Ю.Тимошенко.

Вместе с тем, циркуляция вышеуказанных слухов позволяет БЮТ подготовить запасной вариант перехода в оппозицию, сопроводив его соответствующей аргументацией (о политическом давлении со стороны оппозиции и Секретариата Президента) и в случае необходимости разыграть карту «несправедливо пострадавшего» от крупных финансово-политических групп интересов.


Риски экономического характера

Последние несколько дней ознаменовались актуализацией в информационном пространстве проблемы выполнения показателей государственного бюджета-2009. В частности, речь идет о возможности увеличения государственного долга либо эмиссии гривны.

Необходимо отметить, что предыдущая эмиссия гривны была направлена на рекапитализацию банков, а также оплату российского газа. Выход же эмитированной гривны на широкий внутренний рынок посредством выплат бюджетникам автоматически приведет к существенному повышению цен на основные товары народного потребления.

Показательно, что мнения оппозиции и власти, по сути, на вышеуказанную проблему совпадают, так как никто не заявил о необходимости сокращения государственных расходов. По мнению аналитиков это связано с фактическим стартом президентской кампании и непопулярностью данной акции среди широких слоев населения (особенно учитывая тот факт, что более 80% социальных программ не выполнено). Общий негативный кумулятивный эффект от сокращения государственных расходов может коснуться как кандидата от власти, так и кандидата от оппозиции.

Вместе с тем, в данном контексте в ближайшее время следует ожидать на начало массированной информационной кампании, организованной БЮТ и направленной, прежде всего, против Партии регионов. Это связано с тем, что своим голосованием в первом чтении за увеличение прожиточного минимума и социальных стандартов Партия регионов многократно увеличила риски невыполнения основных статей бюджета. Исходя из этого, БЮТ может апеллировать к общественности, акцентируя внимание на популистских шагах своих оппонентов.

Параллельно с этим правительство может отказаться от капитальных выплат, сосредоточить основное внимание на социальных выплатах, а часть статей, которые невозможно выполнить в 2009 году, постарается перевести в бюджет-2010. Реализация данной инициативы существенно ограничит возможность экономического маневра в 2010 году и, в очередной раз, отложит на неопределенный срок процессы модернизации экономики.


Риски информационного характера

В контексте информационных рисков необходимо отметить появление в некоторых СМИ информации о неудавшейся проверке Контрольно-ревизионном управлением Государственного управления делами. Вместе с тем, гораздо более актуальным является заинтересованность уполномоченного Кабинета Министров по борьбе с коррупцией вопросами отчуждения объектов ведомства. По некоторой информации, не исключено, что правительство признает управление объектами и предприятиями Государственным управление делами незаконным, в частности упор будет сделан на широкое распространение различных коррупционных схем. Для подтверждения вышеуказанной необходимой информации Кабинет Министров повторно создал межведомственную комиссию по вопросам проверки использования и состояния хранения объектов государственной собственности, переданных в управление Государственному управлению делами.

В связи с этим необходимо отметить, что раскручивание коррупционных скандалов в контексте отчуждения государственной собственности выгодно ряду кандидатов в президенты, так как прямо либо косвенно касается их оппонентов. Кроме того, Премьер-министр Ю.Тимошенко получает возможность в очередной раз актуализировать вопрос антигосударственной и коррупционной деятельности Секретариата Президента, перехватив инициативу и создав отвлекающие информационные поводы.