Риски политического характера
В конце прошлой недели актуализировалась проблема противостоянии Секретариата Президента и Кабинета Министров в контексте указов Президента Украины В.Ющенко о назначении глав Киевской и Кировоградской областных государственных администраций, а также 14 глав районных государственных администраций. В частности, Окружной административный суд Киева вынес решение о приостановке действия президентских кадровых указов. При этом представители Секретариата Президента, с одной стороны, и представители БЮТ, отстаивающего интересы Кабинета Министров, с другой стороны, настаивают на неправомерности действий оппонирующей стороны. На данный момент Секретариат Президента сохранил возможность подать апелляцию в Киевский апелляционный административный суд, однако до ее рассмотрения кадровые указы главы государства остаются приостановленными, что автоматически инициирует ряд политико-экономических рисков регионального и общегосударственного характера.
Во-первых, оспаривание указа Президента в судах (с процессуальными нарушениями и нарушением принципа подсудности) еще больше усугубляет общий кризис легитимности, который наблюдается в структурах исполнительной и законодательной власти, что в очередной раз актуализирует необходимость конституционных изменений в контексте четкого разграничения полномочий в треугольнике «Президент – Кабинет Министров – Верховная Рада».
Во-вторых, новоназначенные чиновники, которые уже приступили к работе, находятся в «подвешенном» состоянии, а их решения в дальнейшем могут быть признаны нелегитимными (увеличив, таким образом, количество судебных разбирательств разных уровней) и, более того, стать объектом криминального преследования.
В-третьих, противостояние в судах фактически парализует работу на местах, что приобретает особую актуальность, например, в контексте подготовки к отопительному сезону, наполнению местных бюджетов и так далее.
В-четвертых, неопределенность статуса ряда местных чиновников может повлиять на политические расклады в стране. В частности, часть пропрезидентских сил (в первую очередь региональные отделения «Нашей Украины») могут активнее ориентироваться на БЮТ, чтобы, с одной стороны, таким образом защитить от судебного давления своих назначенцев, а с другой – как можно выгоднее продать административный ресурс
В целом данная ситуация свидетельствует об активизации борьбы основных политических игроков за административный ресурс в регионах, которая с приближением президентских выборов будет приобретать более жесткий и менее правовой характер.
Риски персоналий
Развитие ситуации вокруг заместителя главы СБУ А.Кислинского (касательно подлинности его диплома про высшее образование) актуализировало проблему использования «черного пиара» во время президентской кампании.
В данном контексте роль А.Кислинского является исключительно вторичной, а основной удар направлен, во-первых, на его непосредственного начальника – главу СБУ В.Наливайченко (минимум нейтральная позиция СБУ выгодна ряду участников президентской кампании), во-вторых, частично на Президента Украины В.Ющенко.
В частности, речь идет о качестве команд основных политических игроков, уровне их сплоченности и способности противостоять внешним вызовам. Исходя из этого, позиции главы государства представляются очень уязвимыми, так как он ограничен в количестве сторонников и вынужден всеми возможными способами (в первую очередь, кулуарными) сохранять оставшийся кадровый ресурс, который можно конвертировать в соответствующие дивиденды во время и после выборов.
Показательным является активное участие именно представителей «Народной самообороны» в распространении компрометирующих материалов на представителей тех политических сил, которые являются противниками БЮТ (в первую очередь речь идет о Партии регионов и, частично, «Нашей Украине»). Это может свидетельствовать о том, что крен «Народной самообороны» в сторону БЮТ, по сути, перешел из латентной фазы в открытую фазу. При этом роль политической силы Ю.Луценко в президентской кампании Ю.Тимошенко, по нашему мнению, будет, прежде всего, информационно-компрометирующей, то есть она будет выступать в качестве канала распространения наименее проверенных данных о конкурентах.
Основные же риски данной информационно-компрометирующей кампании в масштабах государства заключаются в следующем.
Во-первых, создается общий негативный информационный фон президентской кампании (выгодный главе правительства, так как она имеет преимущество своей должности и может апеллировать к общественности с лозунгами о том, что Кабинет Министров работает, а не принимает участие в выборах).
Во-вторых, уже в ближайшее время следует ожидать на появление симметричных ответов других политических игроков, что существенно расширяет рынок политического и экономического компромата и выводит процесс выборов за правовые рамки.
Риски экономического характера
Конституционный Суд признал неконституционным постановление Кабинета Министров №430 «О предотвращении кризисных явлений в угольной промышленности» от 2 апреля, которое утверждает перечень из 99 угледобывающих предприятий, подлежащих приватизации в 2009 году. В частности, в рассматриваемом постановлении было закреплено обычное (неприватизационное) отчуждение предприятий, а в соответствии с действующим законодательством угледобывающие предприятия могут быть отчуждены лишь путем приватизации.
Вступление в силу данного постановления, с одной стороны, возвращает в правовую плоскость процессы приватизации угольной отрасли (в частности, утверждение перечня объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации, относятся к полномочиям Верховной Рады), с другой стороны, инициирует ряд социально-экономических рисков, среди которых необходимо отметить следующие.
Во-первых, под угрозой оказалось финансовое наполнение специального фонда Министерства угольной промышленности, средства которого планировалось использовать для дальнейшего развития угольной отрасли, а также противодействия наиболее кризисным вызовам.
Во-вторых, на неопределенный срок отложен вопрос целесообразности дотирования государственных шахт, большинство из которых заведомо являются убыточными.
В целом, данное постановление Конституционного Суда вынуждает Кабинет Министров в очередной раз вернуться к необходимости разработки комплексной программы реформирования угольной отрасли. Вместе с тем, учитывая, что сделать отрасль прибыльной способен повсеместный переход на рыночные расчеты с основными потребителями – топливными электростанциями, а повышение тарифов накануне президентских выборов политически невыгодно, реализация вышеуказанной программы в ближайшие несколько месяцев маловероятна.