Риски политического характера
Верховная Рада Украины отклонила законопроект №5263-2, предусматривающий внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины по выборам Президента, внесенный Президентом Украины. Данные изменения предполагалось внести с учетом решения Конституционного суда от 19 октября 2009 года и рекомендаций Венецианской комиссии. В частности, Конституционный суд признал неконституционными ряд положений новой редакции закона о выборах президента Украины, принятой депутатами летом этого года. Таким образом, в Украине сложилась ситуация, когда выборы Президента заведомо обречены на возникновение политических конфликтов из-за их результатов.
Во-первых, наличие в данном законе неконституционных положений объективно приведет к росту злоупотреблений в процессе голосования и подсчете голосов на избирательных участках.
Во-вторых, широко растиражированная информация о наличие конфликтных положений в законе даст повод любой политической силе предъявить претензии к результатам выборов, ссылаясь на наличие возможных фальсификаций или нарушений в процессе голосования и подсчете голосов. Последнее может спровоцировать новый политический кризис, если несогласным выступит один из возможных победителей выборов. При этом возможно развитие таких сценариев, как:
- обжалование результатов выборов в Конституционном Суде (тут возможен компромисс в распределении постов в государственном аппарате)
- имитация «майдана» (результативность акции будет зависеть от степени экзальтированности сторонников того или иного кандидата; если она не будет высокой, то акция затухнет сама по себе);
- перевыборы (если компромисс не будет достигнут или один из двух первых сценариев будет результативен для проигравшего кандидата)
В любом случае работа высших государственных органов власти будет парализована до разрешения кризиса.
В-третьих, спорные положения, похоже, специально оставлены в действующем законе. При отсутствии взаимных гарантий политической безопасности, данная редакция закона, возможно, выполняет роль «запасного хода», наличие которого дает возможность проигравшему, при наличии существенных фальсификаций, легко оспорить результаты выборов. В то же время данная редакция правового акта создает опасные прецеденты в законодательной деятельности Украины касательно издательства законов под конкретных личностей, что несет серьезную угрозу для конституционных прав граждан.
Риски социально-экономического характера
В последнее время в Украине участились случаи рейдерских атак предприятий. В частности, можно вспомнить попытки рейдерского захвата крупного производителя кондитерских изделий в Украине компании «Одессакондитер», страховой компании «Оранта», «Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами», торгового центра «Караван», Полтавского ГОК, «Квазара», Федерации профсоюзов. Показательно, что рейдеры (учитывая законодательные изменения, которые существенно усложнили их «деятельность») стараются действовать максимально публично, тщательно планируют атаки, активно используют информационные технологии и апеллируют к общественности, создавая соответствующий информационный фон, выгодный, прежде всего, непосредственно им, а не хозяевам предприятий. Таким образом, судебная война (в которую втянуты, как правило, хозяйственные суды, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, генеральная прокуратура, СБУ) отходит на второй план, уступив место медиа-противостоянию.
Кабинет Министров не может уделить достаточного внимания данной проблеме, так как втянут в решение ситуативных проблем по наполнению государственного бюджета и реагирования на более глобальные проблемы – например, газовые контракты и т.п.
В декабре 2009 – феврале 2010 года следует ожидать на активизацию специфического вида рейдерства – кредитного рейдерства (при этом угроза предприятиям исходит не только от долгов по банковским кредитам, но и корпоративных облигаций).
В целом, до президентских выборов ряд крупных финансово-политических групп (как отечественных, так и российских), постараются максимально воспользоваться политической и правовой нестабильностью, и с помощью рейдерских атак расширить свои активы за счет небольших предприятий малого и среднего бизнеса.
Риски политико-информационного характера
Учитывая активизацию информационной составляющей президентской кампании, целесообразным является проведение ситуативного SWOT-анализа возможностей основных кандидатов на пост главы государства.
В контексте последних социологических опросов, в тройку лидеров входят В.Янукович, Ю.Тимошенко и А.Яценюк. Сегодня мы проанализируем сильные и слабые стороны лидера Партии регионов.
На сегодняшний день В.Янукович является одним из главных претендентов на пост президента страны. Однако он неоднозначно воспринимается населением: имея огромную поддержку на востоке и юге страны, лидер Партии регионов крайне непопулярен на западе. Во многом он стал заложником собственной позиции. Являясь представителем интересов бизнес – структур востока Украины и опираясь на свой традиционный электорат, В.Янукович лишил себя свободы маневра, и завоевывать новых избирателей ему достаточно сложно.
Основными спонсорами предвыборной кампании В.Януковича являются представители крупной промышленности Восточной Украины. Однако вряд ли стоит лидеру Партии регионов рассчитывать на поддержку В.Бойко (ММК им. Ильича), который, не исключено, поддержит Ю.Тимошенко. Такая позиция В.Бойко сильно подрывает позиции В.Януковича в Мариуполе и Южном Донбассе, зато Север Донбасса практически полностью его поддерживает. Неопределенной остается ситуация с компанией «ИСД», так как С.Тарута и В.Гайдук традиционно поддерживают одновременно нескольких кандидатов. Вместе с тем, в целом финансовые позиции В.Януковича выглядят очень убедительно.
На данный момент политическая и социально-экономическая ситуация для В.Януковича является благоприятной. Финансовый кризис, бушующий в Украине, больно бьет по имиджу основного конкурента – Ю.Тимошенко, несмотря на все ее попытки переложить ответственность на других. Оппозиционный статус В.Януковича н намного более выгоден, так как он смело может обвинять в сложившейся ситуации Президента и правительство.
Явно негативным моментом для Виктора Федоровича является латентный раскол в Партии регионов, сегодня ее неоднородность очевидна. Разные группы влияния имеют свои интересы, и хотя на выборах они все, скорее всего, поддержат В.Януковича, о былой сплоченности речь не идет, и такая ситуация может преподнести неприятные сюрпризы.
К сильным сторонам В.Януковича следует отнести:
1. Поддержку традиционного электората.
2. Мощную финансовую базу.
3. Большой опыт политической борьбы.
4. Поддержку со стороны определенных политических кругов России.
5. Наличие экономической программы и возможностей ее реализации.
6. Оппозиционный статус.
Слабые стороны:
1. Персональный имидж.
2. Радикальное неприятие определенной частью электората.
3. Раскол в Партии регионов.
4. Отсутствие поддержки за рубежом (кроме Российской Федерации).
5. Неоднозначная предвыборная кампания.
В.Янукович позиционирует себя как крепкого хозяйственника, способного вывести страну из кризиса и поднять экономику на новый уровень. В принципе эта позиция достаточно удобна, поскольку сегодня Украина как никогда нуждается в сильном лидере, который сможет исправить ситуацию. Но, обладая достаточно проработанной экономической программой, В.Янукович не может ее грамотно подать. Кроме того, учитывая его зависимость от различных групп интересов, на роль сильного лидера он также не претендует в полной мере.
Основной проблемой В.Януковича на сегодня является его персональный имидж. Учитывая далеко не безупречную биографию, и достаточно одиозную манеру ее подачи, для многих слоев населения лидер Партии регионов никогда не станет «своим». Эти факторы значительно снижают шансы В.Януковича в борьбе за потенциальных избирателей, разуверившихся в В.Ющенко, А.Морозе и Ю.Тимошенко. Свой электорат В.Янукович контролирует, но завоевать новый ему будет крайне сложно.
Перманентная война между Президентом и Премьером, плюс финансовый кризис дает В.Януковичу отличную возможность завоевать новые голоса граждан, но пока он не предпринимает активных шагов в этом направлении. Много вопросов вызывает предвыборная кампания лидера Партии регионов, которая по своей интенсивности и, что важно, креативности, явно уступает кампании Ю.Тимошенко и А.Яценюка.
Возможности:
1. Экономическая ситуация в стране.
2. Утрата идеалов «оранжевой революции».
3. Разочарование граждан в Президенте и правительстве.
4. Противостояние Президента и Кабинета Министров.
Угрозы:
1. Раскол в партии, сотрудничество части сторонников с конкурентами.
2. Возможная ставка России на Ю.Тимошенко.
3. Поражение в публичных дебатах с основными конкурентами.
4. Отсутствие четкого и эффективного плана проведения предвыборной кампании.
5. Слабая активность в борьбе за электорат конкурентов.
6. Вмешательство третьей стороны (ЕС, США) с негативными для В.Януковича последствиями.
Прогноз
На сегодняшний день В.Янукович может рассчитывать на поддержку 27-30% избирателей. Эта цифра может увеличиться до 35%, если он сможет активно побороться за электорат конкурентов, либо уменьшиться до 22-25%, в случае слабого проведения кампании и проигрыша конкурентам по ключевым позициям. Однако во второй тур В.Янукович попадает при любых политико-электоральных раскладах.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.
Немає коментарів:
Дописати коментар