Риски политического характера
На 30 мая 2010 года в Украине запланированы выборы в местные советы, а также мэров городов. Однако уже на сегодняшний день данный факт используется в президентской кампании – в частности, распределение мест в избирательных списках многие политические силы, имеющие своего кандидата в Президенты, поставили в зависимость от результатов на местах и интенсивности работы региональных ячеек. Прежде всего, это касается БЮТ, который таким образом старается заручиться, во-первых, поддержкой административного ресурса на местах (предлагая места в списках членам избирательных комиссий, нынешним мэрам городов), во-вторых, расширить источники финансирования президентской кампании (за счет регионального бизнеса). Достаточно активно работают в данном направлении Партия регионов, «Фронт перемен», а также «Сильная Украина» С.Тигипко.
Кроме того, одной из причин подобной активизации является стремление вышеуказанных политических сил максимально подготовиться к досрочным парламентским выборам, проверить партийный актив и резервы, на которые они могут рассчитывать.
Вместе с тем, актуализация местной выборной тематики, по нашему мнению, является исключительно информационным выбросом, выгодным, прежде всего, лидерам президентской кампании.
Во-первых, показательна сама дата выборов в местные органы власти – ранее речь шла о том, что депутаты местных советов пробудут на своих должностях пять лет, начиная с 26 марта 2006 года (как, собственно, и увеличение срока полномочий мэров – также до 5 лет). Однако БЮТ и Партия регионов фактически переиграли ранее озвученный сценарий, чтобы в целом активизировать ход предвыборной агитации по принципу «от двери к двери».
Во-вторых, не исключено что следующие выборы на местах пройдут по смешанной системе. По крайней мере, ряд политических сил неоднократно поднимали данную проблему, достаточно внятно аргументируя необходимость восстановления мажоритарных выборов в местные органы власти. Кроме того, в этом заинтересованы региональные элиты, у которых недостаточно ресурсов для политической карьеры на общенациональном уровне, а также прохождения в список рейтинговой политической силы, однако хватает сил для локальной кампании, нацеленной непосредственно на собственную персону. Раскручивания темы подготовки и распределения мест в списках как непреложного факта уже сейчас должно минимизировать возможность реализации вышеуказанного сценария (наиболее в этом заинтересован БЮТ, который ориентируется исключительно на закрытые партийные списки).
Риски социально-экономического характера
Окончание 2009 года актуализирует необходимость проведения анализа социально-экономических потерь Украины, а также прогноза развития экономической ситуации после президентских выборов.
В целом, 2009 год стал одним из самых трудных годов для экономики Украины в ее новейшей истории. Так, за 11 месяцев текущего года промышленное производство сократилось на 24 %, а ВВП – на 14 %. Мировой финансовый кризис коснулся всех отраслей экономики Украины, в результате чего наша страна оказалась в числе наиболее пострадавших от кризиса государств.
Первой пострадала банковская система, практически прекратилось кредитование, в ряде банков была введена временная администрация, и в довершении всего был принят мораторий на досрочную выдачу депозитов. Убыток банковской системы Украины за январь-ноябрь 2009 года составил 27,6 миллиардов гривен, при этом валовый внешний долг Украины составил 104,376 миллиардов гривен. Несмотря на такие удручающие финансовые показатели, банковская система начала постепенно оживать в конце 2009 года. Большая часть депозитов вернулась к своим владельцам (открытым остается вопрос с вкладами в банке «Надра», возможно его обязательства возьмет на себя «Родовид»).
Постепенно возобновляется кредитование предприятий, юридических и в меньшей степени физических лиц. На докризисный уровень кредитование в ближайшие годы не выйдет, но увеличение кредитование в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 10-20% состоится, так как без привлечения ресурсов экономика нормально функционировать не сможет. Серьезную поддержку банковской сфере оказало государство, выделив помощь ряду проблемных банков, российское правительство в лице «Внешэкономбанка», приобретшее «Проминвест-банк» и иностранные материнские структуры, выделившие средства своим украинским «дочкам».
Основной проблемой для банков в 2010 году будет большой объем «плохих кредитов», доля которых в будущем году по разным оценкам может дойти до 20 %. Не все банки смогут справиться с таким объемом неплатежей и эта проблема повлечет за собой ряд других, что значительно осложнит восстановление финансовой системы Украины.
Вслед за банковской системой под удар попала национальная валюта. В 2009 году гривна девальвировала больше чем на 40%. Это самое большое падение валюты в Европе – следующие за гривной по масштабу девальвации валюты: польский злотый и чешская крона, упали на 25% и 18% соответственно. Такое падение валюты привело к резкому обесцениванию накоплений граждан в национальной валюте, а так же к снижению реальных зарплат и заставило серьезно пересмотреть стоимость основных активов. Многие банки смогли поправить свои дела, активно спекулируя на курсе гривн. Больше всех пострадали от такой внезапной девальвации лица, имеющие долларовые кредиты, банки крайне неохотно шли им на встречу.
Вслед за финансовым кризисом в страну осенью 2008 года пришел кризис экономический. Первыми его почувствовали на себе строители, цена недвижимости начала резко снижаться, покупательная способность населения катастрофически упала, большинство неоконечных объектов было заморожено. По итогам 11 месяцев 2009 года строительство в Украине сократилось более чем на 50 %, многие небольшие компании ушли с рынка, часть объектов так и осталась не достроенной. Сегодня ситуация немного улучшается, рынок недвижимости начал постепенно оживать, но ждать его бурного развития в ближайшие годы по меньшей мере наивно. На уровень застройки 2007-2008 годов в ближайшие пять лет выйти вряд ли удастся.
Серьезные потери понесли базовые отрасли украинской экономики: металлургия, горнодобывающая отрасль, машиностроение и химическая промышленность остро почувствовали на себе изменение мировой конъюнктуры. Резкое падение спроса на металл привело к обвалу цен, и основная статья украинского экспорта перестала приносить привычный доход, это же касается железорудного сырья и минеральных удобрений. С закрытием российского рынка и снижением спроса на внутреннем рынке, практически стало машиностроение, его продукцию просто перестали покупать.
Металлургам «тяжелую зиму» 2009 года помогли пережить два фактора: резкое падение гривны, которое позволило им снизить экспортную цену и спрос со стороны Китая, который решил пополнить свои запасы и скупал металл по демпинговым ценам. Благодаря этому металлурги смогли пережить острую фазу кризиса и не останавливать производство. Сегодня ситуация немного улучшилась, и многие аналитики прогнозируют рост производства металла на 10% в 2010 году. Тем не менее, риски в этой отрасли сохраняются. Горнодобывающая отрасль тесно связана с металлургической, и происходящие в них процессы во многом схожи. Несмотря на это ГОКи благодаря вертикальной интеграции в металлургические холдинги пострадали меньше, так как стабильный спрос на их продукции, хоть и по сниженным ценам, был обеспечен. Исключение составляет «Полтавский ГОК», большая часть продукции которого идет на экспорт.
Машиностроителям в этом отношении повезло меньше, так как внешние рынки для них оказались практически закрыты, а внутренний спрос не может обеспечить необходимый уровень производства. Падение объемов продукции машиностроения в 2009 году достигало 75%, но постепенно ситуация стабилизируется и в 2010 году аналитики прогнозируют рост машиностроительного сектора на 15 %, хотя это оптимистичный прогноз и ситуация может измениться к худшему.
В таком состоянии украинская экономика подошла к «предвыборному периоду». В следующем выпуске мы рассмотрим различные варианты развития отечественной экономики в поствыборный период.
Риски экономико-информационного характера
Накануне Всеукраинский совет церквей Украины призвал граждан прийти в январе на выборы. Основным лейтмотивом обращения следует считать призыв к верующим и священнослужителям всех конфессий не принимать участия в политической агитации от имени церквей и религиозных организаций. По мнению многих экспертов, таким призывом церкви стремятся оградить себя от использования их в избирательной кампании, как это были на прошлых президентских выборах. Сейчас Церкви, вероятно, также рискуют быть вовлеченными в избирательную кампанию основных участников президентской гонки. Последнее может неблагоприятно отразиться на их стабильном функционировании и в целом на конфессиональном поле после выборов.
Во-первых, нынешние выборы могут усилить тенденцию по сращиванию наметившейся с прошлых президентских выборов политической и конфессиональной ориентации электората и территориальному закреплению раздела электорального поля, в том числе и по конфессиональному признаку. Для примера можно привести частое посещение кандидатами в президенты именно тех храмов, которые находятся на территориях с сильной электоральной поддержкой. Например, В.Янукович часто посещает Святогорскую лавру (УПЦ Московского патриархата), Ю.Тимошенко – храмы во Львове (церкви Украинской Греко-Католической Церкви и Украинской Автокефальной Православной Церкви) и Киеве (церкви УПЦ Киевского патриархата).
Во-вторых, существующее де-факто разделение двух наибольших церквей Украины – УПЦ Московского патриархата и УПЦ Киевского патриархата по политическим предпочтениям (В.Янукович и «демократические» лидеры В.Ющенко или Ю.Тимошенко) рискует прервать или отсрочить на далекую перспективу наметившийся диалог о восстановлении конфессионального единства.
В-третьих, присутствие в депутатском корпусе, высших правительственных учреждениях и местных органах власти членов религиозных организаций (священнослужителей, пастырей) может стать серьезным стимулом для проведения политической агитации среди прихожан в пользу того или иного кандидата на президентский пост. Как следствие, причастные к активной агитации рискуют утратить доверие части прихожан, ратующих за свободу совести.
В-четвертых, конфессии, активно поддержавшие одного из кандидатов в президенты, в случае его поражения рискую попасть под удар в вопросе землепользования. Либо в назидание, либо в качестве политического давления. Наибольшая угроза для церковной собственности, как правило, исходит от органов местного самоуправления, решающих вопросы о выделении земельных участков городских и сельских общин.
Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.
Немає коментарів:
Дописати коментар