Марьин Е.А., президент БФ «Співдружність»
Во втором квартале 2009 года экономики наиболее развитых стран мира продемонстрировали четкую тенденцию к стабилизации, в частности падение ВВП в зоне евро оказалось ниже разработанного прогноза европейским статистическим агентством Eurostat. Кроме того, на мировых сырьевых и фондовых рынках существенно выросли цены на акции и сырье.
При этом позитивные тенденции наблюдаются и в Украине – так, глубина падения постепенно продолжает уменьшаться, восходящий тренд сохранился и в динамике изменения индекса производства базовых отраслей. Ценовая ситуация по основным продуктам украинского экспорта позволяет прогнозировать по итогам 2009 года позитивное значение сальдо платежного баланса страны. Это связано с тем, что украинский экспорт растет в результате увеличения внешнего спроса на сельскохозяйственную и металлургическую продукцию.
Вышеперечисленные тенденции позволили представителям власти, в первую очередь Кабинету Министров, заявить о том, что Украина в значительной мере преодолела кризис и находится на правильном пути восстановления финансово-экономической системы. Однако, по нашему мнению, подобные заявления являются чересчур оптимистичными. Во-первых, рост экспорта на металлургическую продукцию обусловлен ситуативным увеличением заказов, который пришелся на конец лета и не факт, что данная тенденция получит стабильную динамику. Во-вторых, украинские предприятия существенно сократили экспорт продукции с высокой добавочной стоимостью, сосредоточившись в первую очередь на полуфабрикатах. В-третьих, на мировых сырьевом и фондовом рынке сформировались своеобразные «пузыри» (к примеру, индекс S&P 500 находится выше уровня, на котором должен быть), обусловленные наличием значительного количества спекулятивного капитала. При этом позитивных изменений в реальном секторе экономики не происходит, а покупательная способность как бизнеса, так и населения во всем мире стабильно уменьшается. Как результат, уже в ближайшее время эти «пузыри» могут лопнуть (в частности, в контексте изменений цен на нефть), вызвав вторую волну финансово-экономического кризиса, к которой Украина, учитывая местную специфику, окажется не готовой.
Для нормализации ситуации правительству необходимо сосредоточиться на решении нескольких стратегических задач, отсутствие решений по которым уже в начале 2010 года спровоцирует новый виток кризиса в стране.
Прежде всего, речь идет о необходимости доработать проект государственного бюджета на 2010 год. Его основные проблемы заключаются в следующем:
1. Правительством заложено курс гривны на уровне 7,5 гривен за один доллар США. Однако на сегодняшний день реальный курс составляет более 8 гривен за доллар.
2. Бюджет-2010 предусматривает темпы роста ВВП на 3%, что существенно отличается от прогнозов международных организации и экспертов. Кроме того, не ясно, за счет каких ресурсов будет происходить рост ВВП в 2010 году.
3. В проекте бюджета-2010 правительство заложило дефицит на уровне 2,96 %, в то время как, к примеру, в США он составляет 13,5 %.
4. Предельный уровень государственного долга в 2010 году заложен на уровне 349 млрд. (менее 30% ВВП). Однако уже в конце 2009 года уровень государственного долга составит 330 млрд. (36% ВВП). В 2010 планируется финансировать дефицит в объеме 47 млрд. и выдать государственные гарантии в объеме 43 млрд. грн. Таким образом, уровень государственного долга может достичь 42% ВВП.
Отметим, что показатели бюджета находятся под давлением политических интересов, поэтому вероятность принятия такого бюджета до выборов остается крайне низкой. Более того, в нынешнем виде бюджет-2010, по сути, недееспособен, так как является не столько финансовым документом, сколько декларацией о намерениях. Главный вывод, который из этого следует – основные пункты бюджета будут скорректированы уже после проведения президентских выборов, причем независимо от того, какой кандидат в президенты победит.
Во-вторых, крайне важной для правительства представляется необходимость разработки комплексных антикризисных программ для отдельных отраслей экономики, которые должны стать бюджетообразующими после окончания финансово-экономического кризиса. При этом значительное внимание должно уделяться контрциклической политике, направленной на стимулирование экономического роста за счёт внутренних факторов.
В-третьих, по нашему мнению из числа приоритетов государственной экономической политики должны быть исключены борьба с инфляцией (в силу падения мировых цен), дефицитом торгового баланса (из-за неизбежности девальвации национальной валюты), а также практика создание новых рабочих мест, в том числе за счёт средств государственного бюджета (данную проблему сегодня не могут решить намного более стабильные в экономическом плане страны ЕС, например, Германия).
В-четвертых, Кабинет Министров (независимо от того, какая политическая сила его будет формировать), должен в ближайшее время не продавать стратегические объекты (учитывая падение их цены в связи с финансово-экономическим кризисом).
В целом начало избирательной кампании и три последующих месяца существенно скажутся на экономике страны. С одной стороны, следует ожидать финансовые вливания в экономику, так как все политические силы потратят определенные суммы на выборы. С другой стороны, будут активно внедряться популистские программы правительства, что повлияет на уровень инфляции, размер государственного долго и так далее.
Немає коментарів:
Дописати коментар